Почему у нас нет разговорного клуба А1

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
17.01.2019

Многие спрашивают, почему у нас разговорный клуб только для уровней В2 и С1.
Мы решили ответить на этот вопрос в оригинальной форме.
Тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…

TO&TJ

P.S. Смотреть обе части обязательно! Самый смак — в конце второй. Наслаждайтесь 🙂

 

«То ли я дурак, то ли лыжи не едут…»

Автор: Мария Орестова
12.01.2019

Некоторые люди, в определённый момент времени ответственно принимающие решение о том, что им нужно или хочется выучить новый язык, рано или поздно произносят фразу: «У меня ничего не получится, я необучаемый».

На самом деле, как показывает практика, зачастую эти люди ошибаются. Обучить можно много кого — даже обезьян, и многочисленные эксперименты на гориллах и шимпанзе тому подтверждение.

Преподавателям приходится бороться с «патологическими неудачниками» и пытаться объяснить им, что это не они необучаемые, а методика была применена неправильная.

На плечи методистов ложится не менее трудная задача — разработать такой материал и такой способ его подачи, чтобы максимальное количество человек смогло по ним учиться.

Лингвисты же, поглядывая на первых двоих и их студентов, рассуждают, как же так, почему кому-то даются языки, кто-то останавливается на «Ich bin Mischa» и «London is the capital of Great Britain», пока их одногруппники уже изучают Konjunktiv II и свободно оперируют всеми типами Conditionals.

Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Помимо методистов и преподавателей, проблемой усвоения иностранного языка занимаются психолингвисты, которые наблюдают за обучающимися и делают пометки в своих книжечках. Не стоит их бояться, они учёные, и их совершенно не волнует, сколько ошибок в предложении вы сделали. Им интересно, что это за ошибки и насколько они систематичны.

И всё же остаётся неразрешённым вопрос — а почему есть те, кому ну никак не сдвинуться с мёртвой точки и не уложить в голове, что не надо пытаться найти немецкое слово «мне», чтобы сказать «мне Х лет».

На успешность овладения иностранным языком оказывают влияние несколько факторов, условно их можно поделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам учёные относят индивидуальные особенности студента, общие когнитивные способности, возраст, психологические установки, мотивацию, количество уделяемого времени, отношение к языку и преподавателю. Разумеется, студент, который готов рисковать даже ценой ошибки и говорить на занятии, делает домашние задания, не считает сам себя неспособным и необучаемым, а также имеет достаточную мотивацию и любит своего преподавателя, будет более успешным, чем его полная противоположность.

То же касается и внешних факторов, к которым причисляют окружение, личность преподавателя и способ преподавания, качество и количество получаемого инпута (input) и фидбэка (feedback), возможность использовать язык «в полевых условиях».

Очень важным на пути к успешному овладению иностранным языком оказывается как раз последнее — использование чужого языка там, где невозможно донести свою мысль на родном. Это действительно заставляет «шестерёнки» в мозгу скрипеть, и пусть на выходе получается неказистая фраза, которую носитель поймёт лишь с третьего раза, но она будет.

В теории это, конечно, всё очень хорошо звучит, но что всё же можно сделать для того, чтобы стать «успешным студентом»?

Как бы банально это ни звучало, но можно тренировать память. Если немного углубиться в теорию, то языковая система закрепляется в долговременной памяти, так что большую роль играют и объём этой самой долговременной памяти, и скорость извлечения из неё информации. Проще говоря, если вы всё быстро забываете, то и слова с правилами вы, скорее всего, тоже будете забывать быстро. Память тренировать можно и нужно, это пригодится не только для изучения языков.

Можно работать над произношением, это очень важная часть обучения, и без фонетики далеко не уедешь. Конечно, индивидуальные особенности в строении мозга, артикуляционного и слухового аппаратов никуда не деть, и бывают случаи, когда человеку действительно не даются определённые звуки, потому что он либо физически не может его произнести, либо не слышит разницы между эталоном и своим вариантом.

И очень важно, на мой взгляд, не бояться говорить. Говорить с ошибками, корячиться, страдать, но всё же порождать хоть что-то на языке. Потому что одно из самых неприятных в изучении языка — это стагнация, то есть остановка в развитии. Есть студенты, которые пытаются извернуться, лишь бы не использовать слишком сложную, по их мнению, грамматику и лексику, и перефразируют свою мысль по-другому, либо пословно переводят с русского на другой язык. Хороший преподаватель всегда заметит использование таких стратегий и пресечёт их, поможет вывести обучающегося из стагнации.

Подводя итог, я хочу дать несколько полезных, как мне кажется, советов, которые могут помочь в освоении иностранного языка:

  • Делайте домашнее задание. Его дают не просто так, не для преподавателя, а для вас. Оценки за него ставят только в школе, но нужно оно для того, чтобы вы отработали полученные навыки и знания, переварили ту кашу, которую учитель заботливо пережевал и вложил вам в голову.
  • Говорите на языке. На занятиях, с одногруппниками в перерыве, пытайтесь переводить свои мысли на изучаемый язык.
  • Слушайте и читайте на языке. Это могут быть любимые сериалы без дубляжа или в переводе на нужный язык с субтитрами (сначала, а потом без них), новости, видео на Youtube, книги и газеты. Окружите себя языком, на котором говорят носители.
  • Если есть возможность, скатайтесь в страну, где говорят на нужном вам языке, или найдите друга по переписке, на худой конец. Специально погрузите себя в стрессовую ситуацию, из которой есть только один выход — говорить.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если вашей целью было научиться заказывать Currywurst или Fish and chips, то это один разговор, но даже в таком случае я советую продвинуться дальше А2. Учитесь всегда, пока есть возможность, учитесь везде и всему.
    Правильно выберите школу и учителя. О том, как не попасть впросак, уже рассказывали Татьяны в одной из своих статей.
  • И, наконец, не ставьте себе невыполнимых задач. За полгода с нуля дойти до В2 невозможно. Дедлайны бывают разными, мы сами это прекрасно знаем, но будет лучше, если вы подойдёте к изучению языка осмысленно и обстоятельно, не бегите вперёд паровоза. Вам может казаться, что вы всё выучите, но через полтора месяца ежедневных занятий ваш мозг просто «сдуется».Изучать иностранный язык не страшно и не больно. И нет ничего стыдного в том, чтобы признаться себе и преподавателю, что у вас что-то не получилось, и отработать даже простую тему ещё раз. Ведь мы все здесь ради результата, а путь к заветной цели у каждого свой.​

P. S. Я, Мария Орестова, являюсь студенткой отделения общего языкознания СПбГУ. Теоретическая лингвистика – это наука, которая занимается человеческим языком в целом, занимается всеми его аспектами во всех их проявлениях, от теорий происхождения языка до изучения того, почему кто-то не говорит совсем, а кто-то говорит всегда, везде и на куче языков.

Вместо годового отчета

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
26.12.2018

Обязательно должны быть в жизни люди, про которых ты знаешь, что вот они тебя точно поймут и поддержат. Особенно тогда, когда хочется поделиться чем-то важным или похвастаться. Никому не нужны эти унылые “ну ок” или “надо еще посмотреть, что из этого получится”, потому что этого добра и так достаточно кругом. Поддержку такого уровня каждый в состоянии оказать себе сам.

А вот то, что нам всем действительно нужно, – это слова восхищения и возгласы поддержки. Поэтому мы сейчас сделаем так: вы нам напишете, в чем вы были молодцы в этом году или в чем собираетесь стать в новом, а мы вас похвалим и поддержим. В общем, наговорим вам всяких хороших слов.

ТО&TJ

В полку фирменного мерча DK и DE прибыло!

23.12.2018

Стильные календари, выдержанные в корпоративных цветах, станут украшением любого дома. Познавательные надписи на немецком и английском языках, ставшие нашей визитной карточкой, поселились на их страницах.

Но не всё так просто, мы ведь анонсировали фишку, которой нет ни в одном календаре. А в нашем она есть!

Украшением календарей стали стикеры в виде хорошо знакомых по “Коллекции заблуждений” красных кружочков. Можно их отклеивать и помечать ими важные даты. Например, день первых в новом году открытых уроков в Deutsch-Klub и d.English. Мы у себя уже отметили.

А теперь ответы на три главных вопроса:
Wo? — У администраторов.
Wann? — Старт продаж в Сочельник, 24 декабря.
Wie viel? — 700 рублей.

Четвертый адвент

Автор: Екатерина Чекушкина
23.12.2018

Сегодня празднуется четвёртый Адвент и зажигается четвёртая свеча на Рождественском венке – Ангельская Свеча. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами, чтобы взять всех истинно верующих с собой на небеса.

Четыре зажженные свечи говорят нам о том, что скоро, 25 декабря, наступит тот самый сказочный праздник – Рождество, а ему предшествует Сочельник (Heiliger Abend). Сочельник проходит 24 декабря и является днём подготовки к Рождеству. Наверное, это самый любимый день у каждого немца.

Первая половина 24 декабря проходит очень быстро. Кто-то бежит на работу, кто-то пытается купить в последний момент подарки родным и друзьям. Но во второй половине дня вся беготня и суета прекращается: большинство компаний и магазинов закрываются, на улицах становится тихо, а все члены семьи встречаются, чтобы отпраздновать Рождество.

Как правило, немцы дружно собираются за праздничным столом, на котором стоят такие типичные блюда немецкой кухни как запеченный гусь или карп, сосиски с квашеной капустой и картофельный салат. Если раньше еду готовили с учетом поста, то сейчас во многих семьях не следуют этой традиции. Что касается напитков, то в Сочельник подают всеми любимый глинтвейн.

К счастью, празднование не ограничивается интересной беседой за столом. После ужина начинается вручение подарков: тогда можно распаковывать коробки и свертки, которые лежат под елкой. Детишки с предвкушением ждут этого момента, ведь они задолго до Рождества написали младенцу Христосу список заветных подарков. Как же здорово в момент разворачивания подарка видеть сияющие глаза ребенка!

В некоторых семьях помимо этого до сих пор сохранилась традиция читать или разыгрывать историю Рождества. В ней рассказывается о том, как Иосиф и его жена Мария нашли убежище ночью в Вифлееме. Мария родила Иисуса и положила его в вертеп. Когда Ангел объявил пастухам, что здесь родился Сын Божий, то они сразу же поспешили взглянуть на новорожденного. Это представление сопровождается пением традиционных рождественских песен „Stille Nacht“, „Ave Maria“ и др.

Время летит незаметно, и вскоре наступает полночь. Это значит, что Сочельник заканчивается и нужно идти на Рождественскую службу, знаменующая начало Рождества Христова. Большинство немцев считают посещение мессы важным ритуалом вне зависимости от того, насколько они религиозны.

Наверное, многие согласятся с тем, что это самое волшебное время в году. Кажется, что в любой момент может случиться что-то невероятное. Верьте в чудеса, и они обязательно произойдут!

С наступающим Рождеством!

Вечер игр удался.

20.12.2018

Не знаем, как для всех остальных, но для нас он удался дважды: мы собрали денег в пользу AdVita и победили в обеих играх, в Activity и Tabu. Получается, что и вы молодцы, и мы молодцы. А когда и вы, и мы молодцы, то молодцы все. И все в выигрыше.

Желаем всем в новом году оставаться в выигрыше при любых раскладах. С наступающим!

TO&TJ

 

Третий адвент

Автор: Екатерина Чекушкина
16.12.2018

Сегодня празднуется третий Адвент и зажигается третья свеча на Рождественском венке – Свеча Пастухов. Эта свеча посвящена пастухам, которым явился Ангел и сообщил радостную весть о рождении Спасителя, поэтому они первыми пришли поклониться Христу.

Согласно преданию в момент рождения Иисуса на востоке ярко зажглась восьмиконечная Звезда. Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом звезду, волхвы узнали, что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили поклониться Мессии. Звезда вела их до тех пор, пока не пришли они в Вифлеем к тому месту, где родился Младенец Иисус.

Неудивительно, что звезда является символом Рождества и занимает важное место в праздничных украшениях и подарках. Во время праздников звезды можно увидеть повсюду. Есть даже растение, которое так и называется Рождественская звезда. Да, в Германии в горшках выращивают звезды, ведь молочай красивейший здесь называют Weihnachtsstern (Рождественская звезда). Мы же знаем это растение как пуансеттию.
Про этот цветок существует древняя легенда, согласно которой двое детей из бедной семьи очень хотели посмотреть на Младенца Христа, но подарка для него у них не было, поэтому они сорвали у дороги небольшой кустик с зелёными листьями и принесли с собой. Богатые люди, увидев этот подарок, лишь засмеялись, но затем онемели от удивления: когда эти веточки поднесли к колыбельке Иисуса, то на них распустились яркие алые цветы. С тех пор это растение становится наиболее красивым в декабре, ведь его в это время украшает красный огонь «звезд». Именно поэтому пуансеттию называют Weihnachtsstern, и именно поэтому её принято дарить в дни Рождества и украшать ею дом.

Также в Германии украшают дома и улицы другими звездами, которые называются Herrnhuter Stern (звездами Гернгута), или моравскими звездами. Это светильники в форме звезд были изобретены в Германии в 19 веке. С ними тоже связано немало историй. В одной из них говорится о том, что создателем светильника был учитель математики в школе при Моравской церкви в Саксонии. На примере лампы в форме звезды он пытался объяснить ученикам некоторые принципы геометрии. Сначала такие светящиеся звезды использовали для украшения школы в дни Рождества. В скором времени рождественские светильники стали производиться в больших количествах. Первым, кто поставил производство ламп на поток, был владелец книжного магазина в городе Гернгут – Хендрик Питер Вербек. Именно он создал привычную нам модель звезды с 25 лучами. Первые звёзды освещались изнутри лампами на рапсовом масле, которое позже сменил керосин, а ещё позднее — электрические лампы.
С наступлением Адвента моравские (гернгутские) звезды можно увидеть в храмах и на улицах, их можно заметить в окнах обычных домов, где они создают уют и праздничное настроение. В Германии принято мастерить эти звезды в теплой семейной обстановке и украшать ими дом уже на первое воскресенье Адвента.

Существует много милых и уютных вещиц, которые могут помочь украсить дом и создать рождественскую атмосферу теплоты и добра и у вас в доме. Кое-что можно приобрести в благотворительном магазине «Легко-легко». Покупая здесь сувениры, вы сможете почувствовать себя хотя бы немножко Николаусами, ведь все доходы с продаж пойдут в благотворительный фонд AdVita.

To Zoom Or Not To Zoom

11.12.2018 

Так вот, собственно, в чем вопрос. Одним из основных итогов года стало понимание, что онлайн подкрадывается и дышит в спину. Все мы уже давно занимаемся онлайн индивидуально и, что самое страшное, испытываем себя не только в роли учителей, но и в роли учеников.

Но все чаще поступают запросы на групповое обучение по интернету. Нам не нравится работать с группами по скайпу. Да, мы пробовали. Нет, нам не нравится. А вот с платформой Zoom нам нравится. Возможно, нравится потому что получается.

Несколько долгих месяцев мы плотно и дотошно тестировали Zoom. И выяснили: возможности его небезграничны, но все же превосходят возможности скайпа. Мы попробовали работать с группой до 6 человек и остались довольны. Может быть, мы просто сразу подошли к Zoom’у беспристрастно и не успели его возненавидеть. Поэтому дальше мы будем говорить именно об этой платформе. Некоторые сделанные нами выводы могут касаться и скайпа, но о нем мы говорить не хотим.

Тестовый режим показал, что оптимальная длительность группового онлайн-урока – 60 мин. Можно, наверное, и дольше, но удерживать внимание, просто глядя на монитор, очень сложно и утомительно для обеих сторон. А зачем утомляться больше, если можно утомиться меньше?

Безрадостен и огорчителен тот факт, что зрительный контакт между онлайн-студентами и онлайн-преподами отсутствует: лица видеть можно, но встретиться взглядом получается только с камерой. При изучении иностранного языка, когда мы говорим о важности второй сигнальной системы (речи) без полноценной опоры на первую сигнальную систему (жесты, мимика), такая ситуация создает определенные препятствия и затрудняет интерпретацию речи. Мы по-прежнему остаемся при мысли, что онлайн-обучение подходит не всем, и делимся с вами полученным результатом исследования.

Вам подойдут наши групповые занятия в Zoom, если вы:

* владеете языком на уровне не ниже А2

* на ты с компьютером

* можете обеспечить себе полную изолированность от внешних раздражителей на время занятия и качественное интернет-соединение

* обладаете высокой степенью самоорганизации и ответственности (вам очень надо, но негде и некуда, зато есть когда)

* вы готовы нести ответственность не только за себя и отдаете себе отчет в том, будете заниматься в группе, что означает, что вы будете взаимодействовать с разными людьми на всем протяжении сессии

* если вы еще никогда не учились у нас оффлайн

* если вы учились у нас оффлайн и доверяете нам

Вам не подойдут наши групповые занятия в Zoom, если вы:

* рассчитываете отсидеться и отмолчаться онлайн, слушая, как говорят другие

* любите списывать свое нежелание напрячься на технические препятствия (низкая скорость соединения, неумение пользоваться платформой)

* не хотите включать web камеру, избегая показывать свое лицо

* надеетесь смухлевать, потихоньку гугля слова в телефоне (в оффлайн-классе это невозможно)

* надеетесь, что все можно пройти в записи после урока

* хотите заниматься на рабочем месте и знаете наверняка, что вас будут дергать и отвлекать рабочими вопросами (у вас партнер в сессионном зале онлайн, ваш препод в это время слушает другую пару в ее зале и не знает, что вас дернули и вы вышли)

* если вы уже учитесь у нас оффлайн

Мы уже сейчас понимаем, что наше предложение создаст нам дополнительные сложности, например, при составлении расписания. Такие онлайн групповые занятия – это взаимодействие людей в реальном времени, а если один человек у тебя в Москве, другой в Швейцарии, а третий в Екатеринбурге, то собрать их вместе будет еще тем квестом.

И о численности группы. Опытным путем мы установили, что больше шести человек в группе это непродуктивно: переключаться между двумя-тремя сессионными залами препод в состоянии, слушать двумя ушами с двух устройств по две тройки или три пары студентов тоже может, т.е. если предположить, что у препода есть третье – техническое – ухо, то придется признать, что четвертого и пятого уха у него уже нет, мощностей не хватает.

Кроме того, если заниматься два раза в неделю по 60 мин, то один курс растянется на несколько месяцев. Мы будем предлагать стандартные языковые курсы онлайн, но лучше всего, на наш взгляд, не очень длительные спецкурсы.

Так что да, решать вам, – to zoom or not to zoom.

На фото: наш пед.совет обсуждает концепцию занятий по zoom.

Не чужие люди

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
30.11.2018

“Я не буду больше заниматься с этим мальчиком. Это бессмысленно, я устала. Ему не нужен немецкий и вообще ничего не нужно. Он любит английский и ненавидит немецкий, он так мне и сказал. Не делает домашку и предупредил, что не будет делать. И на уроках принципиально отвечает мне только по-английски”.

А если попробовать поговорить с родителями? Их нет дома, когда я прихожу, есть только няня. Тогда придется говорить с ребенком – честно, по-взрослому, сказать ему о своих ощущениях, спросить в конце концов, может быть, ты ему просто по-человечески противна. И предложить расстаться. Рассказать ему о его перспективах: на мое место придет другой репетитор, и никто не знает, каким он будет. Предложить ему пакт о ненападении – если он не хочет, чтобы ты уходила, вам надо установить какие-то правила общения. Пусть выдвинет свои требования, а у тебя будут свои. Попробуйте сойтись на компромиссе. Давай договоримся: если через два занятия ситуация не изменится, мы разорвем договор с родителями, чтобы никто не мучился.

И у нее получилось, у этой не очень опытной и юной преподавательницы. Оказывается, честный и взрослый разговор с ребенком может сотворить чудо. Он может превратить чужого взрослого человека и ребенка из противников в союзников, а потом и в друзей.

“Он вчера мне исполнял рэп из немецкого алфавита, а потом кричал из кухни по-немецки то, что выучил. Он делает всю домашку”. Через пару месяцев он сказал ей, что в этом новом для него городе она его единственный друг.

Такие истории нам приносят молодые преподы, сегодняшние или вчерашние студенты, какие-то удивительно неравнодушные к своим ученикам, несмотря на свою молодость, а может быть и благодаря ей. Они остро реагируют и на обиды, и на свои успехи. И признаются, что самое крутое – это когда ты уже не работаешь с ребенком, выполнив задачу и избавив его от двойки/подготовив к экзамену, а мама после лета благодарит и говорит, что ребенок продолжает вспоминать занятия с тобой.

То есть самое крутое – это обыкновенное человеческое спасибо.

Но вообще большинство приятных моментов студенческого репетиторства связаны с едой. Тут и хлопотливые неравнодушные бабушки: “Вы хоть что-нибудь ели сегодня после университета, деточка?” Бывает, что перед экзаменами репетитора просят позаниматься с ребенком подольше, и тогда в перерыве ученика и учителя кормят обедом, и отказы не принимают. Счастлив тот студент, который занимается с ребенком из гостеприимной осетинской семьи. Обед из трех блюд может быть доставлен прямо во время занятия.

Есть родители, которые забирают репетитора от метро на машине и отвозят обратно, потому что репетитор переехал, а они не готовы расставаться с ним. Или начинают платить репетитору больше, понимая, что теперь он тратит больше времени и сил. Сами повышают плату за занятия. Потому что взрослые люди понимают, что студенту неловко самому просить о повышении.

А дети понимают только, нравится им заниматься со своим репетитором или нет. И тогда они говорят: “Можно сделать с вами сэлфи, а то мне в школе никто не верит, что у меня такой крутой репетитор по немецкому?”. Плетут в подарок какие-то штучки из резинок, делают своими руками сережки на новый год, обстоятельно рассказывают о видах оружия, демонстрируют свои конструкции из лего, доверяют свои тексты и стихи, написанные от руки, рассказывают, что влюбились в кого-то из класса. “Моя птичка никогда не поет при чужих людях. Почему она поёт, когда приходите вы?”

TO&TJ

О бедном студенте

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
28.11.2018

Это сейчас нам легко, когда к нам обращаются насчет индивидуальных занятий. У нас есть база (площадка), ездить никуда не надо, клиенты приходят по рекомендации, а мы разрешаем себе выбирать, за кого возьмемся, а за кого не захотим. Не работаем с детьми, не очень любим запрос “хочу учить язык с нуля просто так, для себя”, не всегда соглашаемся быть профессором, которого хотят нанять наклеивать пациенту пластырь даже по цене консультации у профессора, – потому что не всегда дело в деньгах.

Чтобы это себе сейчас позволять, пришлось побегать в студенчестве по ученикам в режиме бешеного пса. Все так бегают, потому что деньги нужны, и это нормально. Берутся за любые проекты и пашут. Набирают опыт, повышают цену, наращивают вокруг себя сеть сарафанного радио. И все равно остаются незащищенными перед заказчиком, потому что попадают в его глазах в сферу обслуживания.

Когда ты молодой студент, веры тебе никакой. О чем речь, тебе нет веры и как бывалому преподу, потому что каждый норовит сообщить тебе, как с ним следует работать и какой устанавливать тариф за свою работу. Это мы можем позволить себе на запрос : ”Мне вас порекомендовали, но цены у вас, конечно… Не могли бы вы сделать скидку, раз я по рекомендации?” нагло ответить: “Нас вам порекомендовали не потому, что мы дешевые, а потому что мы хорошо работаем, не так ли?” Или “В каком месте вы хотите чтобы я поработала по скидочной цене – в разделе лексики, грамматики, проверки домашнего задания?”.

А студент ничего этого не может. Поэтому над ним измываются всеми возможными способами. Забывают о назначенном занятии и заставляют его ждать у закрытой двери: “Ой, а мы уехали за город”. Но при этом засекают время по таймеру, не слишком ли рано репетитор закончил занятие. Упрекают репетитора в опоздании на две минуты, а когда он приходит на пять минут раньше, все равно говорят, что он опаздывает. Стоят и подслушивают за дверями, что там происходит в комнате. Сидят на уроках, напрягая ребенка и препода, вставляют свои комментарии из серии “ну давай, ты же учил” или “ну ты что, совсем тупой?”, а то и подсказывают, зачастую неправильно. Делают с ребенком домашку по своему разумению, так что препод потом не знает, как это все разгребать. Ждут результатов после первых двух занятий. Считают, что могут оценить уровень препода. Соглашаются на цену репетитора, а потом, когда он уже начал заниматься с ребенком, причем все всем довольны, пытаются сбить ее, аргументируя тем, что “поговорили с другими родителями, те платят меньше”. Начинают сравнивать цены студента с ценами каких-то сферических кандидатов наук в вакууме с формулировкой “давай я тебя подвину — другие, даже заслуженные и взрослые преподаватели берут меньше. Потому что 100 рублей – конечно, небольшие деньги, но с большого количества занятий уже существенная сумма.” Т.е. хотят репетитора по рекомендации, но по нижней границе цены не пойми кого с сайта-агрегатора репетиторов.

Ребята, мы с вами. Не бойтесь потерять таких учеников, на их место придут адекватные, которых на самом деле большинство. Даже не раздумывайте, когда вам пытаются снизить уже установленную оплату, просто уходите. Тот, кто не готов платить по вашему тарифу, должен закономерно отправиться к другому репетитору, это его право. А ваше право остаться при своей цене.

У нас есть такие же кейсы из былых времен. Называешь цену за 2 ак.ч., тебе приносят оплату за один. Типа не поняли. И доплатить не спешат, потому что все равно заниматься не будут, потому что дорого. И не доплачивают. Приглашают заниматься с двумя детьми, потом перестают платить за второго ребенка, потом как-то уже и за первого не очень чтобы платят. Стоишь такой – и ощущение, будто ты на паперти.

Навык говорить о деньгах вполне тренируем, как и навык говорить “нет”. Это всевдоинтеллигентская позиция “О деньгах говорить неудобно”. К ребенку, которому вы помогаете, это не имеет никакого касательства, это отношение одного взрослого человека к другому взрослому человеку. С ребенком у вас констелляция учитель-ученик, а с его родителями заказчик-исполнитель. Нам приходится быть в двух разных ролях, даже когда речь идет о взрослых учениках.

Есть у нас одна прекрасная история, которая очень хорошо демонстрирует, что исполнитель, если его огорчить на этапе переговоров, просто не даст заказчику дойти до учителя в своем лице.

Ты такая вся на подъеме, ушла из одного знаменитого места и еще толком не начала руководить другим знаменитым местом, деньги тебе поэтому нужны позарез, на дворе лето, низкий сезон, вспоминаешь молодость и ездишь по редким урокам, и тут звонит тебе потенциальный ученик. По рекомендации. Узнает твою цену и берет время на подумать. Отзванивается и делает тебе коммерческое предложение рационализаторского толка, от которого ты по его представлению не сможешь отказаться: “Чтобы вам не терять доход, я предлагаю вам заниматься со мной не два раза в неделю, а пять, но по цене двух занятий”. То есть понижает цену в 2,5 раза. А работы на тебя навешивает ровно во столько же раз больше. Стоишь ты такая вся из себя красивая и, обалдев от рога изобилия такого, говоришь: “Спасибо, но я уже давно не работаю за еду. Похоже, вам придется поискать другого учителя”. Ну и все вроде как. А потом, где-то в декабре, этот потенциальный ученик позвонит снова, чтобы сказать: ”Оказывается, мой брат учился у вас в знаменитом месте. Он мне сказал, что вы такой учитель, за которого нужно держаться обеими руками. А мне этот экзамен очень-очень нужен. Я готов на любые ваши условия.” И наступит момент истины. И ты ответишь: “Нет. Вы знаете, у меня так много работы в моей собственной школе, что я даже полы там мою сама.” И момент продолжится, потому что ты услышишь: “Я готов платить вам больше. Я готов освободить вам время для занятий со мной: я могу мыть полы за вас.” И ты скажешь про себя “Йеессс!”, а вслух: “Вы знаете, все-таки нет”.

Всех денег не заработаешь. Всем не угодишь. Адекватное взаимодействие между учителем и учеником невозможно, если к тебе изначально относятся недостаточно уважительно. Хорошие ученики – это, как правило, грамотные заказчики. Если им дорого, они честно говорят об этом, берут, например, меньше занятий, чем думали, но зато занимаются за двоих, потому что много вложили в свой проект.

Сейчас мы с удовольствием рекомендуем своих бывших учеников, нынешних студентов, тем людям, которым с нами дороговато или которым в нашем случае грозят неоправданные вложения из серии “Профессор приклеит пластырь”. Мы знаем, что иногда ребенку не нужен матерый препод и что ему куда лучше будет с человеком молодым и непосредственным, который еще помнит, что такое школьная учеба и детство. Это взаимовыгодное сотрудничество: и родители могут сэкономить, и ребенок может получить не только знания, но и, возможно, старшего умного друга. И студент может заработать и набраться опыта. Только взаимовыгодное сотрудничество строится на взаимном уважении.

В airbnb есть хорошая практика: гости оставляют отзыв о хозяине, но увидеть его можно только после того, как хозяин оставил отзыв о гостях. Так что не следует думать, что только у репетиторов есть сарафанное радио, – у учеников тоже есть свой рейтинг. Не передашь же неадекватного клиента хорошему коллеге. Разве что тому, который до этого тебе чем-то насолил:)

Черная-черная пятница

Есть такое слово в немецком – Kulanz и прилагательное к нему kulant, к которому до сих пор никто не подобрал русский эквивалент. Когда такое обычно наблюдается? Наверное, когда или нет соответствующей реалии, или когда в головах нет представления о том, что такое возможно. (Как нет эквивалента к немецкому Rücksicht.)

Все переводы этого слова на русский неточны и лишь описывают процессы вокруг да около. Предлагаются варианты: “обязательность/послегарантийная поддержка/жест доброй воли/предупредительность/клиентоориентированность/действовать в интересах клиента/идти навстречу/проявлять лояльность”. Ни одно из этих понятий, кроме “жест доброй воли” не дает представления о том, что Kulanz может исходить исключительно от продавца или предоставителя услуги, и тут, конечно, английский эквивалент goodwill ближе всего к истине.

Предполагается, что клиент может понравиться или не понравиться продавцу или предоставителю услуги, – обслужен он будет одинаково хорошо, потому что последние проявляют клиентоориентированность. А в отношении к тому клиенту, который действительно стал чем-то мил, и может быть проявлена Kulanz. Всегда на усмотрение продавца.

Это не скидки, которые уже заявлены официально, не программа лояльности, не дополнительный сервис, не всякие плюшки и вкусняшки. Это то, что не прописано продавцом и чего ожидать нельзя. Именно что жест доброй воли.

В немецкоязычном пространстве Kulanz не ожидается. Ее невозможно отжать, на ней невозможно настаивать, – это индивидуальный подход. И главное – добровольный. То есть у клиента нет цели понравиться продавцу, поэтому он и не ожидает к себе особенного отношения и индивидуального подхода. О тех, кто этого все же ожидает, говорят: Er/sie will eine Extrawurst haben. Быть таким человеком непочетно, и поведение такое порицается.

“Я купил у вас билет на концерт Шнура, но меня не отпустили с работы. Можно перебросить мои деньги за этот билет на такой же концерт Стинга в январе? ”

“Я купил абонемент на спектакли в вашем театре, но в конце месяца уезжаю в отпуск и пропущу два представления. Мне бы хотелось как-то компенсировать пропущенные спектакли. Я бы хотел или посетить мероприятия в другом театре, или, может быть, артисты сыграют для меня отдельно? Есть вариант договориться с другими зрителями и перенести спектакли на другие дни? В конце концов, вы можете просто вернуть мне деньги за неотхоженные представления, я же вас заранее об этом предупреждаю.”

“Я два года назад ходила по абонементу в ваш театр, но не смогла посетить все спектакли из-за беременности, поэтому хотела бы или вернуть деньги за три мероприятия, или посетить их сейчас по моему абонементу.”

“Я купил в вашем театре абонемент по специальной цене. К сожалению, он действует только на детские утренники, а я в это время не могу, я работаю. Поэтому я хотел бы ходить на вечерние спектакли по цене утреннего абонемента. Очень жаль, что вы не готовы пойти мне навстречу, я думал, вам нужны зрители.”

“А можно мне ходить только на половину каждого спектакля? Мне к девяти вечера нужно быть дома. И я, конечно, хотел бы заплатить только за половину, ведь во второй половине актеры уже не будут для меня играть. Почему я должен за это платить?”

“Прошу зарезервировать мне место в ложе в субботу. Вы меня позовите на оплату, когда другие места уже купят, я хочу быть уверен в том, что спектакль состоится, и заплачу прямо перед началом.”

“Я пропустил вашу акцию, потому что не знал о ней, но можно мне все-таки заплатить по акционной цене? Нет, я не открывал рассылку, потому что был в отпуске.”

Очень много говорится сегодня о культуре сервиса и продаж, но очень мало о культуре быть клиентом. Пока мы внутри себя не согласимся с тем, что продавец нам ничего не должен сверх того, что он предлагает по заявленной цене (при условии, что мы довольны качеством продукта и сервиса) и в соответствии с принятой им же программой лояльности, – не появится у нас в языке эквивалент немецкому Kulanz.

TO&TJ

Где водится мотивация?

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
15.11.2018

Как страшно жить. По интернету бродит призрак мотивации. Почти никто ее не видел, разве что шаманы и мотивационные тренеры. По их рассказам, мотивация – привидение сильное, красивое и громкое. То, что видели мы, обычные люди, – это небольшие бурые лужицы и следы волочения от них в сторону тоннеля. У входа в тоннель, если подсветить фонариком от смартфона, можно заметить, что стены изгвазданы кровью и соплями, а клочки волос прилипли к меловым абрисам каких-то фигур. Мотивация мертва? – спросите нас вы.

Да, мотивация мертва, когда:

1. Она попала в руки вашего начальника. Не всякий начальник умеет правильно обращаться с бестелесным духом. Если он будет обещать, что заплатит за вашу мотивацию, будет кормить ее английским прямо в офисе, да так, что вам ничегошеньки не нужно будет делать, потому что кормильщики будут самые что ни на есть квалифицированные. Если при этом он не пообещает ничего лично вам или пообещает недостаточно, или не даст вам возможности регулярно оставаться наедине с вашей мотивацией, то все, пиши пропало. Чужие деньги, сэкономленное время и ограниченная подвижность убивают мотивацию.

2. Ее держит за горло другой человек, не вы. Например, ваш муж или жена, ваш друг или ваша мама, словом, тот, кто придумал, что вам нужно: переехать в другой город, начать свой бизнес, выучить английский. Именно этот человек и задушит мотивацию своими “когда ты уже?”, “а чего так долго?”, “да большинство уже и так”, “а что тут такого сложного?”. Вы даже не успеете оглянуться, как она уже будет мертва.

3. Она нужна вам прямо сейчас, не сходя с этого места. Так, чтобы побольше, побыстрее и посрочнее. Когда вы прыгаете, сучите ногами, требуете ее, например, у учителя. Когда вы трясете учителя за грудки и кричите: дайте, дайте мне мотивацию, мотивируйте меня. У учителя вашей мотивации нет, а свою он вам не отдаст. Только если она будет мертва.

4. Она – это горящий факел из рук шамана aka мотивационного тренера. Он и горит, и греет, и искрится. Если вам повезло держать в руках такой факел, вы видели, как горит мотивация, – красиво, сильно, недолго. После она мертва.

5. Она – такое чудо, а вы – такой особенный человек. Вы можете учить английский лишь по методикам “15 минут в день во сне”, спать только на семи перинах и питаться одной амброзией. Не подходите к тоннелю, не доставайте фонарик. Не совершайте ошибку.

6. Она мелькает в чужом видеоролике, где все просто, быстро и ладно. Где английский учится за месяц, килограммы сбрасываются за неделю, а узнаваемый литературный стиль вырабатывается за пятидневный марафон. Где рассказывается, что и вы так сможете, раз кто-то смог до вас. Такая мотивация – это летучий голландец.

7. Она появилась ниоткуда, взялась из воздуха, потому что все делают это. Она одна такая на всех и потому ничья. It’s a miracle, it’s a ghost, it’s a dead poet.

И вот поэтому каждый раз, когда мы начинаем бредить идеей найти мотивацию, мы терпим неудачу. Дело в том, что если мы ее ищем, значит, ее нет. А если она есть, то ее не надо искать. И чем старательнее мы тормошим этих духов, тем больше трупов, такое ощущение.

TO&TJ