Вернуться ко всем записям

О наших отличиях-2

Автор: Федор Есипович
31.10.2013
Кофе и печенье в ДК: наследие романтической эпохи.
(Авторы: пользователи сервиса “Форсквер” Semen C. и Sergeenkova N.)

В прошлый раз я написал о том, что у Дойч-Клуба нет никаких особенных отличий от конкурентов. Но так было не всегда. На этапе становления мы уделяли этому вопросу основное внимание.

Как и многие молодые предприниматели, я вдохновлялся западной бизнес-литературой, где тема отстройки от конкурентов занимает отдельную нишу. Одна из самых рекомендуемых книг популярного американского автора Джека Траута носит драматическое название «Дифференцируйся или умирай». Я решил во что бы то ни стало дифференцироваться и убедил в необходимости такого подхода своих коллег.

Разрабатывая концепцию Дойч-Клуба мы стремились придумать яркие отличия, и в результате сформулировали для себя несколько базовых тезисов.

— Языковых курсов в городе и так очень много, поэтому мы откроем не курсы, а разговорный клуб.
— К нам пойдут те, кто уже знает немецкий на определенном уровне и нуждается в языковой поддержке.
— А так же те, кто по разным причинам не может выдерживать расписание стандартного курса.
— Грамматика и домашние задания — это скучно, поэтому у нас не будет ни того, ни другого.
— Мы сделаем расписание свободным и введем абонементы. Приходи когда хочешь, оплаченные посещения не пропадают.
— Мы создадим атмосферу клуба — с уютными классами, чаем-кофе и печеньем.

Сказано — сделано. Вооружившись набором революционных нововведений, мы очень весело, бодро, с огромным интересом и энтузиазмом поработали летом. Но уже осенью стало очевидным, что бренных денежных знаков хватает разве что на аренду помещения. В сентябре начался учебный сезон, люди массово пошли на курсы. Но у нас, в результате тщательной дифференциации, курсов не было, поэтому люди массово пошли не к нам.

Базовые тезисы нуждались в критической оценке с высоты четырехмесячного опыта. Мы осознали, что наши первоначальные идеи относятся к довольно узкой аудитории, уже обладающей достаточно высоким уровнем языка (С1). Большинство же потенциальных клиентов совершенно справедливо выбирают курсы. Кроме того, клубная модель со свободным посещением, при всей своей красоте, не может служить основанием для стабильного бизнеса. Наш проект стал финансово оправданным только тогда, когда мы запустили стандартные курсы.

Моя американская мечта разбилась о реалии петербургского рынка. Он оказался слишком ненасыщенным, слишком молодым для таких сложных понятий, как «дифференциация». С другой стороны, именно благодаря своей молодости рынок нас простил, и смена курса обошлась без репутационных издержек.

Читатель спросит, осталось ли в Дойч-Клубе что-то от изначальной концепции? Как поживают главные герои три года спустя?

Разговорный клуб сохранил абонементную систему, но обзавелся домашними заданиями и избавился от всех уровней ниже С1. Более 90% наших клиентов ходят на курсы. Как бы там ни было, иностранный язык не обходится без рутины, требует последовательности и регулярности, которые способно обеспечить только строгое расписание. Зато чай-кофе и печенье остались в первозданном виде — они выдержали проверку временем и продолжают создавать клубную атмосферу.

Я же с тех пор отношусь к западной бизнес-литературе более осторожно.