Вернуться ко всем записям

О дебютантах

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
14.11.2014

Случается, что нас с Татьяной спрашивают, почему мы учим наших практикантов на живых студентах. Не проще ли тренировать их в условиях симуляции урока, т.е. в кругу себе подобных? Нет, не проще. Потому что принимающие участие в такой симуляции учителя или практиканты, играющие роль учеников, находятся в искусственно созданных условиях. Как минимум, они хорошо разбираются в том материале, который им предлагается на уроке. Кроме того, они не могут реагировать так же непосредственно, как «простые» учащиеся, для которых этот материал нов. А практикант должен научиться, помимо всего прочего, ориентироваться на отклик (или гробовое молчание) своей аудитории на его уроке, потому что обычный урок — это не только тщательно продуманная подача материала, но и живые люди с их вопросами, сомнениями и зачастую непредсказуемыми реакциями. Тщательным продумыванием наши люди занимаются вне класса, на специально организованных семинарах.

Да, мы отправляем наших практикантов работать в настоящих группах — и нам кажется, что это общепринятая мировая практика: брать практикантов и учить их работать в условиях, приближенных к полевым. Можно сколько угодно тренироваться на суше, но плавать научиться можно только в воде. Мы уверяем вас, да вы и сами это видите, что за спиной каждого практиканта стоит опытный сотрудник, который руководит действиями практиканта и несет за них ответственность. Так происходит в любой уважающей себя компании. Поэтому мы считаем, что те, кто сомневается в том, что практикант научит его должным образом, сомневаются напрасно. У каждого преподавателя, берущего практиканта, есть педаль тормоза, как у инструктора автошколы. Если процесс выйдет из-под контроля, инструктор спасет положение. Вообще же практикант готовится к уроку не один час — и тоже под контролем своего наставника. А после урока они обсуждают каждый отработанный шаг, и в зависимости от того, как прошел урок, настроение у практиканта или улучшается, или нет.

Кстати, о настроении. Представьте себя перед группой незнакомых и очень разных людей, под недремлющим оком наставника, с сознанием, что вы во что бы то ни стало должны уметь скрывать свой страх, приветливо улыбаться, более того, быть веселым и желательно остроумным, уметь отвечать на любые вопросы, задаваемые в лоб, четко формулировать задания и не сбиться с намеченного плана, по возможности в него не подглядывая. При этом ваш наставник все время что-то записывает, наблюдая за вами, наверняка ваши ляпы и промахи, и это добавляет еще больше уверенности в себе. Согласитесь, ситуация не самая приятная и простая. И не всякому под силу. Но все мы, кто выбрал профессию учителя, были когда-то в такой ситуации. И каждый из вас был в своей профессии дебютантом и набирался опыта на своих ошибках. Это особенно хорошо понимают медики, которые у нас учатся, они-то и оказывают практикантам наибольшую поддержку.

Со своей стороны мы понимаем, что никто не хочет, чтобы его лечил начинающий врач или учил неопытный учитель. Поэтому нам понятно беспокойство наших клиентов, а они у нас взыскательны. Спешим успокоить вас: не любой наш практикант получит у нас работу. Но тот, кто ее получил, прошел серьезные испытания и поборолся со своим уязвленным самолюбием. Так же было и у нас в начале нашего пути. На нас, когда мы были практикантками в Гете-институте, студенты ходили жаловаться начальству, а первые наши семестры искрометностью не отличались. Неоспоримый факт — никогда вчерашний практикант не выдержит сравнения с уже полюбившимся группе опытным и уверенным в себе учителем. Это не значит, что он плохо знает свое дело, это значит только то, что он нуждается в психологической поддержке, и учитель-наставник, передающий ему все свои знания и находящийся между двух огней, вправе рассчитывать на понимание со стороны своих студентов. Дебютантом быть не зазорно, а вот дилетантом — не этично.

Мы считаем, что честнее предупредить группу, что с ней какое-то время будет работать практикант, а не выдавать неопытного стажера за готового преподавателя, доверив ему группу и не контролируя его в принципе, как это делается во многих школах.

Доколе живые люди учат живых людей, а не роботы роботов, вам и нам придется иметь дело с практикантами. Попробуйте посмотреть на это несколько позитивнее: на ваших глазах человек растет профессионально, и вы способствуете этому росту. Сомнения практиканта не означают его несостоятельности, — он просто боится вас и своих (иногда воображаемых) ошибок. И он видит, что вы видите его сомнения, и от этого сомневается еще больше. Это замкнутый круг, и разорвать его можно двумя путями. Или практикант, вместо того чтобы спокойно учиться, будет пытаться прыгнуть выше головы и думать только о том, как ему завоевать свою аудиторию, или он будет уверенно, при поддержке той же самой аудитории, продвигаться к поставленной цели. А цель наша — научить, а не во что бы то ни стало обаять группу.

И да, в начале следующей недели в одной из групп снова появится практикантка. Пожалуйста, любите ее и жалуйте.

Ваши Татьяны.