Вернуться ко всем записям

Коммуникативная методика как образ жизни и стиль управления

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
23.09.2016

Кто о чем, а мы все о том же. Не сказать, что мы прямо уж жизнь посвятили своей профессии и своему делу, – во всяком случае, мы еще не умерли, а пафос противоречит нашим эстетическим воззрениям. Сказать, что посвящаем, тоже не можем, потому что в жизни есть еще книги и путешествия, любимые мужчины, сыновья и дочери, сады и огороды, взлеты и падения, красное и черное, поэзия и правда, Леннон и Маккартни. Однако утверждать, что мы можем четко отделить работу от так называемой частной жизни, как Леннона от Маккартни, мы бы не стали. Не потому, что днюем и ночуем на работе (уже давно не), а потому, что все, чему мы научились в профессии учителя, причем в профессии учителя немецкого, работающего по коммуникативной методике, работает и в остальных сферах жизни.

Четко сформулированное задание с обозначенным временным интервалом существенно облегчает вечернюю жизнь семьи с детьми. “Сейчас ты пойдешь чистить зубы, у тебя на это три минуты”. Стратегическое планирование избавляет наших мужчин от травматических переживаний во время закупок в супермаркетах.

Привычка к заблаговременному планированию действий недавно позволила обеим семьям без проволочек переместиться на пляж Батуми, – бдительная ТО обнаружила феерический баг в информации о бронировании нашего рейса: каждый пассажир имел по две даты рождения и не обязательно свой пол. Впрочем, эта же привычка иногда лишает частную жизнь ее приятной спонтанности. Или, напротив, сообщает ей еще большую спонтанность, как посмотреть. Приземлившись однажды в винном баре, мы заказали по бокалу старого бургундского, и тут ТО сказала, что следует продумать, какой сорт мы закажем следующим. Мы не продумали, и потом выяснилось, что сорт нашего спонтанного выбора в тот день отсутствовал. Пришлось делегировать право выбора официанту.

Делегирование – это главное, что мы практикуем в преподавании и то, что помогает нам в административной работе. Ведь коммуникативная методика – это сплошное стратегическое планирование и делегирование. Чтобы состоялось общение на языке, оно должно быть подготовлено учителем, а осуществлено – учениками. Функцию учителя мы видим в том, чтобы задавать направления и давать обратную связь. Умение понятно объяснять и интересно рассказывать вкупе с обширными познаниями, о чем часто говорят как о критерии мастерства учителя, – все это, скорее, качества лектора. Лектор вещает, аудитория внимает и понимает, иногда задает вопросы и получает на них ответы. Это называется фронтальное занятие, – если речь идет о языке, то знания прибывают и скорбь умножается, потому что навык говорения не развивается. Смотреть на хорошо танцующего человека не означает учиться танцевать. По этой же причине тот, кто долго смотрит на танцующего, не станет ни танцором, ни учителем танцев. Танцевать вы научитесь, если вам дадут нужные упражнения и будут помогать исправлять ошибки.

Многие возражают против делегирования: зачем мне говорить в паре/в группе с такими же, как я, они ведь тоже делают ошибки. Во-первых, учитель в это время не отдыхает, как может показаться со стороны, а ходит по классу, слушает говорящих, слышит всех и исправляет существенные ошибки, которые затрудняют коммуникацию. Слышать всех – это уже можно назвать проявлением профессиональной деформации, когда в общественных местах – в транспорте, в ресторане, в любом месте, где есть люди, слышишь всех и все, что эти все говорят. Многие учителя купируют это проявление музыкой через наушники.

Во-вторых, работа в паре или в группе – это необходимая минимальная коммуникативная ситуация для отработки навыка говорения. Смена партнеров и групп создает непредсказуемость общения, это условие успешной коммуникации в дальнейшем. Если вы слышите чужие ошибки, вы на верном пути, а если вы слышите свои и исправляете их, то можно считать,что вы в полном порядке.

Знаете, что такое учительское эхо? Это зло, с которым мы боремся, когда учим наших практикантов. Им страдают 100% начинающих учителей и многие продолжающие. Это когда учитель спрашивает: “Сколько будет дважды два?” Ученик неуверенно: “Четыре?” Учитель: “Четыре!” – вместо невербальной поддержки или вербальной похвалы. Ну и что тут такого, казалось бы. Проблема в том, что естественная коммуникация не предполагает зеркального повтора ответа на заданный вопрос. Кроме того, ученик привыкает все время запрашивать одобрения у учителя, а потом – постепенно – лишается самостоятельности. Когда учитель, помогая ученику, дает за него правильный ответ или, исправляя ошибки, проговаривает красивый и правильный вариант, ученику кажется, что это он сам говорил, а у учителя складывается впечатление, что это ученик его такой молодец.

Даже когда эхо не порождает опасной иллюзии обоюдного успеха, оно все равно мешает, заполняя собой пространство вокруг ученика. В таких случаях мы говорим “нет воздуха на уроке”. Задача учителя – дать человеку шанс проявить себя и нести ответственность за произнесенное им.

Задача руководителя тоже – дать шанс сотрудникам нести ответственность за свои действия и проявлять себя. И как хороший учитель не ожидает от начинающего безошибочно построенных фраз, так и руководитель должен уметь давать сотрудникам право на ошибку. Со временем ошибок, как показывает практика, будет все меньше, потому что только свобода действий учит самостоятельности и самоконтролю.

Стратегическое планирование, тайм-менеджмент и делегирование пришли к нам, получается, с неожиданной стороны, – не через факультет менеджмента, а через преподавание. Именно поэтому мы долгое время не могли понять, почему у стартаперов и фрилансеров эти три пункта вызывают наибольшие сложности. Потом спросили себя, почему у нас с этим сложности нет. Выяснили, что переносим принципы своего преподавания на все внутренние рабочие процессы в нашей школе. Понадобилось время, чтобы отрефлексировать это дело, и сдается нам, что это только начало рефлексии. Теперь мы выясняем, с чем у нас есть сложности. Ну спасибо, Мария Губина ?

TO&TJ