Вернуться ко всем записям

Выписка из протокола педсовета №1

Все знают, что студенты обсуждают учителей. Это нормально, как говаривала Елена Малышева. Интересно, обсуждают ли учителя студентов? А вы сами-то как думаете?

Четыре с половиной часа мы говорили на семинаре о работе с группой — и остановиться не могли. Мы не обсуждали нашу методику или типы упражнений, мы говорили о том, как работать с разными типами групп и разными типами студентов. О том, что делать, если что-то пошло не так, как хотелось, и почему оно может пойти не так. Но вам мы об этом рассказывать не будем. Психология группы — инструмент для внутреннего пользования.

Расскажем о психологии учителей. Почему они ведут себя так, как они себя ведут. Что нам нравится в нашей работе, а что мы терпеть не можем.

Нравится: готовиться к занятию. Потому что хочется приготовить вкусняшку и продумать ее сервировку. Когда начинаешь копаться в каком-нибудь вопросе, можно неожиданно открыть для себя какие-то новые и совершенно неочевидные вещи. Начиная с идиоматики и заканчивая каким-нибудь курьезным фактом.

Еще нравится, когда на уроке ситуация превращается из учебной в нормальное человеческое общение, только на иностранном языке. Люди рассказывают друг другу истории и забывают о времени. В общем, интересные люди нравятся — и их истории.

Или когда управляешь группой, как оркестром, — слышишь всех вместе и каждого, знаешь, какой задать темп и когда сделать паузу, и радуешься, когда все идет как по нотам.

Нравится, когда все идет по плану и в то же время не по плану, потому что это вызов твоей спонтанности и находчивости. И профессионализму. Потому что никто из студентов не догадывается, что прямо здесь и сейчас ты разрабатываешь и внедряешь план Б.

Еще нравится, когда после урока все, и студенты, и ты сам выползают из класса на полусогнутых, но с ощущением “Эх, поработали, ежкин кот!”

Только один из учителей сказал, что ему нравится проверять домашку. Потому что он видит прогресс и ему нравится, что студент поучился не только на уроке, но и захотел поработать дома.

Но вообще никто из учителей не испытывает удовольствия от проверки домашнего задания. Особенно длинных сочинений на высоких уровнях. Проще взять все и переписать.

Мы не любим, когда что-то идет не по плану, потому что это вызов, а для того, чтобы его принять, отнюдь не всегда имеется это модное слово ресурс. А деваться-то некуда, выруливать надо.

Не любим готовиться, потому это это может занять столько времени, сколько у тебя есть. Можно перемудрить, если времени много, закопаться в материале и

увязнуть в мелочах. (А потом еще все пойдет не по плану.) Если времени мало, можно просмотреть сложный случай и слегонца облажаться на занятии. Или думаешь, что приготовил вкусняшку, а все студенты такие “беее” — и чувствуешь, что ты их теряешь.

И уж совсем не нравится в тысячный раз делать одно и то же. Поэтому многие любят готовиться, чтобы придумать для себя хоть какие-то вариации канона.

И, наконец, очень не нравится, когда на тебя смотрят в первую очередь как на предоставителя услуги. Когда ты готовился три часа, все идет по плану или не по плану, — все, как тебе нравится. Потому что предоставителю услуги не нужно готовиться три часа, — возьми учебник или скрипт (прошлогодний план тоже сойдет) — и фигачь себе по нему. Чтобы услышать “этот учитель меня не зажигает”.

В этот момент распадается тандем наставник-ученик и наступают тупые товарно-денежные отношения, без личных историй и нормального человеческого общения. А так нам не нравится.

TO&TJ