Вернуться ко всем записям

Покажите детям язык

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
04.08.2017

“¿Qué tal?” – крикнул сын ТО, свесившись из окна автобуса и показав язык проезжавшей на мотоцикле испанке. “¡Muy bien!” – обрадовалась испанка и показала ему язык в ответ.

Он учит в школе немецкий и в четвертом классе, который закончил в этом году, получил тройку за экзамен. Зато он не боится общаться со стюардессами Люфтганзы, может заказать себе сок в ресторане, спросить где туалет и договориться с продавцом сувениров о нужном размере кольца.

Сын ТО очень боялся школьного экзамена, очень. Не мог уснуть перед экзаменом и тревожился из-за оценки. Он получил текст про Вену, а поскольку мы сами учились в этой спецшколе, то без труда опознали этот текст, – он у нас был классе в шестом или седьмом. Текст следовало выучить наизусть (будь проклят метод топиков на заучивание) и бодро рассказать комиссии. Ну и получил тройбан. Ну и хрен с ним.

Нет, мы не занимаемся с нашими детьми языками. Мы просто показываем им, что иностранных языков бояться не следует, что на них говорят такие же люди, как мы, и что они нас понимают. Однако мы все чаще задаемся вопросом, как долго еще наши дети будут такими же непосредственно-самонадеянными в языке. Рано или поздно метод топиков и прочие полезные экзерсисы сделают свое черное дело и заткнут рот общительным мальчикам и девочкам.

А потом недоумевающие родители, которые приведут к нам ребенка на тест, будут говорить, что как же так, учит-учит язык в школе, а все равно надо идти в группу начального уровня? Да, начального, потому что на таком уровне у ребенка устная продукция. И наши дети пойдут на начальный уровень, потому что так их научили в школе.

Чего хотят все родители? Чтобы ребенок владел иностранным языком – двумя-тремя. Зачем ребенок должен владеть иностранным языком? Чтобы ему был открыт весь мир, когда он подрастет. Что значит владеть? Рассказывать текст про Вену – это не владеть. Писать словарные диктанты, а потом не уметь составить из этих слов предложение – это тоже не владеть. Владеть – это уметь выразить свою мысль и смочь выкрутиться, если не хватает слов.

К сожалению, почти все школьники, которые попадают к нам на тест, плохо говорят или не говорят вообще. Многие не воспринимают немецкую речь на слух и поэтому не понимают адресованных им вопросов. А еще они боятся говорить и приходится прилагать усилия, чтобы расслабить человека. В то же время грамматический тест они могут написать очень прилично, что естественно, если в школе любят начинять головы грамматикой.

Потом такие школьники попадают в группу все равно начального уровня и начинается борьба. Все начинается со звонка недоумевающего родителя: “Мой ребенок говорит, что все это уже знает, ему скучно, мы хотим хотя бы на уровень выше. Там ему будет сложно? Но он будет стараться, пусть догоняет.” Вопрос: кого догоняет? зачем догоняет? куда он бежит? кто за ним гонится?

Гонятся за ним разве что школьные учителя с тройбанами. И за нашими детьми будут гоняться, и мы будем продолжать успокаивать своих школьников, что главное – это научиться не бояться говорить на языке. А насчет оценок главное – чтобы не два. Да и то только ради того, чтобы потом не гваздаться с пересдачей.

В частности, из этого соображения мы не ставили двоек на экзаменах, когда были школьными учителями. И на уроках не ставили. За наш счет можно было существенно улучшить свою оценку, если немецкий делился на аспекты и мы работали в тандеме с другими коллегами. Нам поручали вести аспект “Разговорная речь”, называя нас “крепкими разговорниками”. Можно ли поставить двойку, если человек открывает рот и корячится, пытаясь донести до тебя свою мысль, пусть и с большим количеством ошибок? Честно сказать, нам их оценки были вообще по барабану. Наше дело было – научить говорить.

Поэтому нам все равно, какие оценки у наших детей по немецкому и английскому. Когда родители спрашивают нас, как они могут помочь своим детям с языком, мы часто отвечаем – показывать своим примером, что овладеть языком возможно, а учить его интересно и прикольно. Мама тоже садится вечером делать уроки и грызет ручку, когда пишет сочинение. Потом ребенок видит и слышит, что мама не зря делала уроки и ходила на курсы. А потом он спрашивает, как сказать по-испански “Как дела?” – и показывает свой язык.