Вернуться ко всем записям

Как прицелиться и не промахнуться: профдеформированные рекомендуют

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
31.08.2017

Расскажем, что лично для нас важно при выборе школы иностранного языка.

Этап первый — рекогносцировка:

1. Входное тестирование, письменное и устное. Письменное — с возможностью выяснить, какие сделаны ошибки. Какие это ошибки — грубые или нет, скорее грамматические или скорее лексические. На устном тестировании следует обращать внимание на то, какие вопросы вам задают, открытые или закрытые. Закрытые вопросы — это те, на которые вы отвечаете да или нет. Так что, чтобы проверить вашу речь, вопросы должны быть открытые.

2. Тесты во время учебы, потому что они заставляют ученика проводить ревизию собственных знаний и позволяют отслеживать свой прогресс. Это тот случай, когда можно с удовольствием сказать себе Йесс, я смог. Сказать себе Йесс — это важно.

3. Наличие программы и учебников, по которым строится курс. Не надо учиться “по копиям” и “авторским материалам”. Есть издательства, за ними стоят научные институты, которые разрабатывают учебные программы, к которым пишутся учебники. В штате научных институтов работают лингвисты, нейрофизиологи, нейролингвисты, методисты, теоретики и практики, — это очень много спецов. Люди тратят годы, чтобы написать учебник. У каждого учебника есть концепция, а любой учебный комплекс включает в себя мануал для учителя. У разных учебников разные концепции. Если надергать материалов из разных учебников (технология работы “по копиям”) и пытаться свести их к одной теме, то получится несобираемый пазл, в котором не будет стыковаться или грамматика, или лексика. Для студента это верный путь к каше в голове, причем каше без уровня.

4. Преподаватели с профильным образованием. Хотя бы для того, чтобы уметь прочитать мануал.

5. Прозрачный сайт школы с обозначенными ценами. Лично у нас есть ощущение, что когда на сайте школы нет цен, нас хотят облапошить.
Прозрачность системы в принципе. Уровни, длительность курсов, спецкурсы, бонусы и скидки. Все это должно быть понятно человеку без ярко выраженных математических способностей.

Это первый входной фильтр. Теперь о том, что неспециалист может понять о качестве преподавания.

Этап второй — открытый урок или пробное занятие:

1. Учитель не должен много говорить и говорить за вас. Умение задавать правильные вопросы и держать паузу — один из признаков хорошего учителя.

2. Если учитель заставляет вас напрягаться и связывать слова в предложения, это хорошо, даже если вам трудно. Нехорошо, когда вам разрешают отделаться разрозненными словами, брошенными в пространство. Пример: Учитель: Как вы думаете, что такое любовь? — Страсть! Доверие! Верность! Ср.: — Я считаю, что любовь — это когда люди доверяют друг другу и хранят верность, а страсть может и пройти. Отчасти это и ответ на вопрос “Когда мы будем заниматься грамматикой на уроке?” Вы занимаетесь грамматикой тогда, когда правильно формулируете, например, придаточное предложение и спрягаете глаголы в вашем высказывании.

3. Урок должен иметь четкую структуру, которую вы без труда можете восстановить в памяти. Это признак того, что учитель готовился к уроку. Не должно быть ощущения хаоса, учитель не должен быть похож на ребенка, мечущегося по супермаркету и хватающего с полок все подряд: “ И вот это еще возьму, и вот этого немного, а вот еще штучка красивая”. Нехорошо, когда учитель — как петербургская погода: утром будет солнце, нет, все-таки дождь, нет, все-таки солнце, а давайте вообще снег пойдет.

Конечно, важно, чтобы учитель был внешне приятен и доброжелателен к ученикам. На уроках не дайте себя обмануть искрометностью учителя — вы приходите не смотреть на зажигательный перформанс, а учиться говорить. Научиться говорить можно только говоря. Слушать, как говорит учитель, — это пассивный навык аудирования. В принципе, можно включить радио и тренировать его сколько душе угодно, но бесплатно.

Если все эти положительные факторы совпадут, то с большой степенью вероятности, записавшись на курс, вы потом не будете каждый раз мучительно долго проверять домашку по цепочке, высказываться по одному друг за другом, а копии, которые вам выдадут дополнительно к учебнику, будут по уровню и по теме, а значит, по разуму и по силам.

Да, состояние класса тоже имеет значение. Должно быть достаточно света и пространства. Для нас не имеет значения, есть ли в классе интерактивная доска, проектор и кофеварка. Достаточно того, чтобы написанное на доске было хорошо видно, а аудиозаписи было хорошо слышно. Поскольку за последние несколько тысяч лет человеческий мозг не эволюционировал и не превратился в компьютер с портом для перекачки информации, а люди по-прежнему читают и пишут тексты, слышат и воспроизводят речь, не имеет значения, насколько дигитализировано их учебное пространство.

Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева