Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
04.04.2016
Как вы думаете, как себя оценивает человек, который может только представиться на языке, сказать, сколько ему лет и что он работает/имеет детей/женат? Высоко он себя оценивает, относя себя к продолжающим. Начинающие, говорит он, это те, кто сейчас начнут учить язык с алфавита, а я умею считать и могу сказать три предложения. Это неважно, что от начинающих меня отделяет материал первой-второй главы учебника, — я же уже так много слов знаю и даже что-то в грамматическом тесте ответил. Но говорить не могу. Но материал-то мне понятен. Ну да, предложение не строится, я язык вообще онлайн поучивал, таблицы рассматривал и всякие мемы, меня некому было слушать. Или: ну да, я вот езжу к сестре в Германию, там я все время слышу немецкий и даже что-то понимаю, тем самым я выгодно отличаюсь от нулевиков.
Ничем вы, батенька, тем более, выгодно, от нулевиков не отличаетесь, разве что безосновательным самомнением. Пришли вы, например, в школу — читать умеете, а писать нет, — в какой класс вы пойдете? Пока вы не можете продемонстрировать в речи все, что знает о языке ваша голова, вам надо идти на нулевой уровень и начинать все с начала. Даже если вы, понимая свое особое положение, захотите заниматься индивидуально, чтобы не терять времени на якобы повторение уже пройденного, преподаватель начнет работать с вами опять же с азов устной речевой продукции.
Потому что язык — не конструктор лего, из отдельных деталей в виде разрозненных сведений о грамматике и лексике, хранящихся в коробке вашей памяти, у вас не построится складная фигура, если вы не будете тренироваться вместе с нулевиками и учиться формулировать простое двусоставное предложение. Уверяем вас, скоро ваш накопленный жирок растает, и те, на кого вы смотрели свысока и кто начинал с алфавита, рискуют вас обогнать, если вы будете динамить домашнее задание, объясняя это тем, что вам в нем и так все понятно.
Что значит понятно? Нам, например, понятны этикетки на голландском, — это же не значит, что мы можем на нем говорить. Главное заблуждение в деле изучения языка, да и вообще, в любом деле — это путать понятия “знать” и “уметь”. Все мы знаем семь нот, но при этом никто, находясь в своем уме, не говорит, что сможет по ним сыграть, попади ему в руки инструмент, если за плечами не было мучительных гамм, этюдов и многих часов работы. Удивительное дело, очень часто как раз выпускник музыкалки скромно говорит о себе: “Немного играю”, потому что понимает, что научился всего лишь кое-чему в рамках соответствующей программы. Оценить его уровень может его учитель.
Оценить уровень тестируемого может только тестирующий — знающий требования к каждому уровню и критерии оценки. Посоветовать, что нужно делать в каждом конкретном случае и с какого уровня начинать, тоже может только учитель. И вот что доктор прописал, то и надо принимать, а заодно принять, что представление о себе может расходиться с данными объективной реальности.
ТО&ТЯ