Вернуться ко всем записям

Оценивая учителя, или Улыбка Чеширского Кота.

Автор: Анна Черкасская
07.11.2016

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

Изучение немецкого языка вряд ли уступит в экстриме кроличьей норе.
И тут точно пригодился бы совет Чеширского Кота, где искать его, хорошего учителя… Есть подозрение, ответ был бы тот же, что получила Алиса.

Что значит «хороший»? В идеале хочется найти СВОЕГО учителя, но, как утверждают аборигены, в данном случае семь нянек (не одновременно, конечно) дадут ребёнку семь глаз, а не оставят с единственным. Поверю им на слово и буду искать СВОИХ учителей.

Как оценить работу преподавателя немецкого, если немецкого ты не знаешь?

С одной стороны, у меня есть бонус – большой стаж преподавания языка, пусть и русского. С другой стороны, отягчающее обстоятельство – большой стаж преподавания…

На собственном опыте я узнала, как «сложно расслабиться с учителем и отключить навык слежения за ходом урока» (TO & TJ) Я подсознательно отмечаю фазы урока, оцениваю хронометраж, слежу за балансом игровой и познавательной деятельности, а потом ещё дома подсчитываю объём домашней работы в отношении к классной. Завидую тем, кто не обременён подобной деформацией.

Хороший учитель, конечно, должен владеть методикой преподавания. Я вижу только верхушку айсберга, для остального есть методисты. Но одно могу сказать точно: если я перестала следить за процессом, а просто погрузилась в него – урок удался.

Изучение языка – процесс затяжной, 16 уроками точно не обойтись. Мне важно постоянно чувствовать движение. Убедить меня в том, что я не стою на месте, а занимаю позицию на промежуточном старте – признак МОЕГО учителя.

Языковые курсы – дополнительная нагрузка, как ни крути. Но она не должна стать грузом. Если дома повторение, а не изучение; домашнее задание – закрепление, а не разбор завалов, то работал МОЙ учитель.

После хорошего урока, как после хорошей книги и интересной беседы, остаётся интеллектуальное послевкусие. Хочется прокрутить удачные моменты в голове или рассказать о них кому-то – учитель отработал «на отлично».

Хороший учитель знает правильную точку приложения ученических усилий. Если после урока ученик не понимает, чем и зачем он занимался, хотя активно налегал на рычаг, то с учителем ему явно не повезло.

Хороший учитель, как хороший артист, знает свои удачные ракурсы и умеет их правильно использовать для достижения результата. В нашем случае – прогресса у ученика. Ирония или юмор, пантомима или рисование, мягкость или напор. Когда все няньки интересны по-своему, то сравнивать не приходит в голову – радуешься разнообразию.

Взрослые люди приходят учить язык по собственному желанию. Мотивация есть изначально. Силы прикладываются в зависимости от обстоятельств и возможностей. Ради своей цели, для себя.

Но если однажды вы почувствуете, что хотите быть для кого-то хорошим учеником, то вы точно нашли его – ХОРОШЕГО учителя.

— Хорошо, — сказал Кот и исчез — на этот раз очень медленно.
Первым исчез кончик его хвоста, а последней — улыбка;
она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.