Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
20.10.2016
Всем нам хочется учиться быстро и легко, желательно дешево, а лучше бесплатно, чтобы было весело, качественно и чтобы никуда не ходить. Учиться так можно чему угодно – по скайпу сейчас предлагают даже уроки игры на фортепьяно и скрипке, а недавно мы нашли онлайн-курс “Растяжка с элементами эквилибра”. В рамках этого курса можно “быстро сесть на шпагат в домашних условиях по специальной методике”. Авторской, наверное, и инновационной.
Собственно, что сердиться на инновационные предложения на рынке, – они же не без спроса возникают. Разве не соблазнителен посыл “учиться вокалу по скайпу, чтобы не томиться долгие годы в учебном заведении”? Не томиться, не напрягаться, недорого, в любое удобное время, не выходя из дома, это же просто мечта.
Иногда так оглянешься назад с высоты своих сорока двух лет – и думаешь: ну и дуры же мы были, годами томились то в школе, то в универе, то на семинарах, в неудобное время и постоянно выходя из дома. Теперь вот и к детям своим пристаем, учеников своих терзаем очным присутствием. Никакой инновативности и клиентоориентированности, сплошной упертый консерватизм.
Как хорошо было в детстве, когда верилось, что насмотришься фигурного катания, встанешь на коньки – и давай кульбиты выписывать. Взрослым свойственно сомневаться, – мешают набитые шишки и общая заскорузлость мышления. Мы решили отринуть сомнения и подойти к вопросу скайпа и онлайн-уроков без предрассудков.
В общем, посмотрели мы промовидео уроков вокала по скайпу, – а чо, все данные есть: луженая учительская глотка, желание учиться, слух вроде тоже есть, что есть семь нот – мы уже знаем, а Паваротти так вообще без нот пел. Надеемся, он не кокетничал этим, потому что это же такой мощный стимул верить в себя. Ну вот, значит. На видео симпатичная девушка хорошо исполнила песню Muse, мы сразу смогли оценить ее профессионализм и вокальные данные (в тембрах мы не очень разбираемся, но так вот видно сразу, что хорошо поет). Полезли мы в ее CV и не ошиблись: училась она и вовсе в консерватории, то есть, похоже, не по скайпу. То есть., похоже, долго, нудно и постоянно отрывая зад от дивана. Ну, так мы не играем. Если она на своем примере хотела показать, что учиться по скайпу так же результативно, как в консерватории, то нас этот пример не убедил. Обученных ей петь мэттью беллами в сети тоже не нашлось.
Та стройная красотка, которая демонстрировала растяжку с элементами эквилибра на палубе корабля, устремлявшегося в морские дали, ваще зашибись какая молодец. Мы ее сразу же обзавидовали. Одна беда, – судьба была с нами жестока уже с детства: одна Татьяна занималась художественной гимнастикой, другая танцами, – долго, иногда через слезы и всегда под надзором учителя, поэтому даже яхта не соблазнила нас попытаться раскорячиться в легкой и элегантной позе морской акробатки. Во-первых, нам это за ненадобностью, во-вторых, мировоззрение не позволяет, в-третьих, какой скайп убережет нас от неминуемой травмы изношенного опорно-двигательного? Жизненный опыт нашептывал: Таня, не будь дурой.
Это мы о чем? О том, что учиться – это не только получать знания, но и развивать умения. Знания в языке – это представление о лексическом составе и грамматическом строе, если по-простому. Умение – это два пассивных навыка (чтение и аудирование) и два активных (говорение и письмо). Можно прочитать десять справочников по грамматике, выучить словарь на 80 тыс. единиц, просмотреть тысячу видео с отработкой произношения, но не уметь ни говорить на языке, ни писать, ни понимать услышанное, ни видеть текст. Как же так?
А потому что в любом деле есть теория и практика. В нашем случае язык – это теория, а речь – практика. И если теорию в себя загрузить можно достаточно быстро, то практика всегда требует времени, неважно, чем вы занимаетесь, – кулинарией, музыкой, йогой, виндсерфингом, садоводством, обжиганием горшков или воспитанием собственного ребенка.
Для практики требуется не только время, но и адекватный наставник. Если вы хотите научиться делать горшки, вам нужен мастер гончарного дела, который будет направлять ваши руки, с которым вы вместе будете пробовать разные сорта глины на ощупь и, может быть, даже на вкус. Тот, кто хочет стать хорошим поваром, пойдет учиться к очень хорошему шефу, потому что тысячи просмотренных видеорецептов передадут только знания, а умения, – они на кончиках пальцев, на рецепторах языка и носа, в просчитанных движениях рук и всего тела. Посмотрите на видео какого-нибудь шефа, он похож на актера, танцора, хирурга, потому что он готовит всем телом и всем собой.
Потому что человек – это не только голова, и учимся мы не только мозгом, спросите любого нейрофизиолога. В паре учитель-ученик задействовано все: взгляд, улыбка, жесты, положение тела, дыхание, настроение, самочувствие, эмоции; это постоянная обратная связь, причем обоюдная. Обратная связь далеко не всегда вербальна. По положению тела видно, думает ученик или не думает, по тому, как он смотрит в книгу, понятно, на кого он сердится – на себя или на учителя, по тому, как он ставит ноги и где у него руки, заметно, как он нервничает или насколько он расслаблен. Иногда один взгляд говорит больше, чем произнесенные слова. Не знаем, как это можно увидеть в маленькое окошко скайпа и совершенно непонятно, на какую обратную связь можно рассчитывать, занимаясь на онлайн-курсах. Ну будет письменный фидбэк с коррекцией ошибок, – он может заменить похвалу, видную даже сквозь хитрый прищур, быть вам плечом, на которое хочется опереться, когда кажется, что ничего не получается, или непреклонным наставником, который, говоря “Я знаю, ты можешь лучше”, будет и в самом деле ждать этого “лучше”?
Как говорила Фрейндлих в “Служебном романе”, очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры. Очень хорошо, что есть высокоорганизованные ученики, которые научатся на любом материале и с любым учителем, такие Ломоносовы от лингвистики. Очень хорошо, что скайп и онлайн-обучение предлагаются всем, только подходят они не каждому и не всегда могут служить полной заменой оффлайновому обучению.
Как сказала психо- и нейролингвист, доктор филологических наук и доктор биологических наук Татьяна Черниговская, “человек идет учиться искусству к конкретному мастеру для того, чтобы сесть на интеллектуальную иглу и драйв получить.” Учиться может казаться легко и просто, когда есть эта игла и этот драйв, тогда и не замечаешь, как быстро проходит время, и неважно, сколько времени ты потратил на драйв. Очень сомневаемся, что лично нас можно подсадить на интеллектуальную иглу и обеспечить драйвом через скайп или в онлайн-курсе.
Пока мы писали этот текст, нашли еще онлайн-уроки по боксу, фехтованию, классическому балету, актерскому мастерству и, кстати, фигурному катанию. Хотели пошутить, что ждем плавания и стрельбы. Так они есть, какие шутки.
ТО&TJ