Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
27.04.2018
Этот режим мы еще иногда называем режимом “жопа-свеча”. Надо тебе на экзамен, на работу или в прямой эфир, а у тебя температура, — свечку вставил и пошел. Хорошо срабатывает и в смежных ситуациях: когда “мне страшно”, “у меня лапки”, “я девочка”.
Установкой этого режима имеет смысл заняться еще в детстве. Т.е. если хочешь быть моряком, учись работать при качке.
В нашем случае качка бывает разная. Самая простая — это когда ты готовишь занятие для шестерых, а приходит один. А через сорок минут второй. И все, работаешь с двумя, зная, что в следующий раз придут другие двое и кто-нибудь из первой двойки. И все.
Качка посильнее — это когда на первое занятие для начинающих из 12 прийти могут трое, потому что остальные девять — студенты, у которых совместный культпоход. А те трое, которые могут, — не студенты и тоже заплатили. А занятие уже не перенести, иначе курс выйдет за рамки Нового года. И это субботний курс, рассчитанные на 5 академических в каждом занятии. Т.е. материал нужно дать так, чтобы объем его не перевалил за критическую отметку, — чтобы те девять, которые придут на следующее занятие, смогли-таки начать с нуля. А эти ученные трое не заскучали на втором занятии, занимаясь повторением. Короче говоря, нужно материал, рассчитанный на 2 академических и 12 человек, растянуть на 5 академических с тремя. И оставаться при этом максимально естественным, чтобы никто ничего не заметил.
Всегда освежает, когда случается форс-мажор и нужно выходить на замену коллеги. А на подготовку у тебя 20 минут. В таких случаях уровень, как правило, самый высокий из имеющихся на данный момент, а ты, соответственно, самый свободный из имеющихся учителей. На данный момент.
Особенно бодрит, когда нет свободных учителей на замену, а отменять занятие уже поздно. Среди нас есть такие люди, которым довелось осуществить сеанс одновременной игры в двух группах разного уровня. Хорошо, классы были рядом.
Но круче всего, когда у тебя разговорный клуб, на который не приходит твой носитель-модератор и пропадает с радаров. А люди приходят. А тема у тебя — “Дурацкие виды спорта”. Т.е. тема-то на самом деле у модератора, а к тебе она никакого отношения не имеет, разве что эпитетом “дурацкий”. Первые десять минут ты еще вытягиваешь блабла на харизме, в надежде, что носитель все же появится. Седалищным нервом уже чувствуешь, что пора прибегнуть к свече. Она же всегда с собой. Ну и выгребаешь постепенно, выгребаешь, — а куда гребешь — фиг знает. Но все довольны.
Или вот когда нужно за два часа отмыть целый класс после ошкуривания стены (см. пост о волшебной доске), а то не отменять же вечер игр, на который уже записалось и уже выдвинулось человек пятнадцать.
Или работать без голоса. Или в кромешной декабрьской тьме, когда во всем здании вырубают электричество. Тема, кстати, тогда была “Онлайн-обучение или
традиционные методы?”. Традиционные методы — учитель+ученик+разговор — победили.
Вот еще: на любое мероприятие приходят 60% записавшихся, как показывает наш опыт. Но однажды пришли все, и было их 25 человек. Это редкость, но она случилась, и именно когда это был первый в жизни открытый урок одного нашего преподавателя. Она сразу стала работать при качке, потому что учиться у нее времени не было.
В этом году, пока мы были в отпуске, отдыхая от привычного режима существования, наши учителя за 20 минут до начала занятий придумали, как провести розыгрыш билетов на одно мероприятие. Придумали, провели в трех разных группах, засняли и запостили, о чем мы случайно узнали из ленты новостей. (Вот это отпуск, кстати.)
Так что хороший режим, полезный навык. Судя по фотографии, кое-кто из коллег забыл отключить режим работы при качке. Сразу видно — дочь моряка.
А у вас есть такой навык? Практикуете?
TO&TJ