Вернуться ко всем записям

Не чужие люди

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
30.11.2018

“Я не буду больше заниматься с этим мальчиком. Это бессмысленно, я устала. Ему не нужен немецкий и вообще ничего не нужно. Он любит английский и ненавидит немецкий, он так мне и сказал. Не делает домашку и предупредил, что не будет делать. И на уроках принципиально отвечает мне только по-английски”.

А если попробовать поговорить с родителями? Их нет дома, когда я прихожу, есть только няня. Тогда придется говорить с ребенком — честно, по-взрослому, сказать ему о своих ощущениях, спросить в конце концов, может быть, ты ему просто по-человечески противна. И предложить расстаться. Рассказать ему о его перспективах: на мое место придет другой репетитор, и никто не знает, каким он будет. Предложить ему пакт о ненападении — если он не хочет, чтобы ты уходила, вам надо установить какие-то правила общения. Пусть выдвинет свои требования, а у тебя будут свои. Попробуйте сойтись на компромиссе. Давай договоримся: если через два занятия ситуация не изменится, мы разорвем договор с родителями, чтобы никто не мучился.

И у нее получилось, у этой не очень опытной и юной преподавательницы. Оказывается, честный и взрослый разговор с ребенком может сотворить чудо. Он может превратить чужого взрослого человека и ребенка из противников в союзников, а потом и в друзей.

“Он вчера мне исполнял рэп из немецкого алфавита, а потом кричал из кухни по-немецки то, что выучил. Он делает всю домашку”. Через пару месяцев он сказал ей, что в этом новом для него городе она его единственный друг.

Такие истории нам приносят молодые преподы, сегодняшние или вчерашние студенты, какие-то удивительно неравнодушные к своим ученикам, несмотря на свою молодость, а может быть и благодаря ей. Они остро реагируют и на обиды, и на свои успехи. И признаются, что самое крутое — это когда ты уже не работаешь с ребенком, выполнив задачу и избавив его от двойки/подготовив к экзамену, а мама после лета благодарит и говорит, что ребенок продолжает вспоминать занятия с тобой.

То есть самое крутое — это обыкновенное человеческое спасибо.

Но вообще большинство приятных моментов студенческого репетиторства связаны с едой. Тут и хлопотливые неравнодушные бабушки: “Вы хоть что-нибудь ели сегодня после университета, деточка?” Бывает, что перед экзаменами репетитора просят позаниматься с ребенком подольше, и тогда в перерыве ученика и учителя кормят обедом, и отказы не принимают. Счастлив тот студент, который занимается с ребенком из гостеприимной осетинской семьи. Обед из трех блюд может быть доставлен прямо во время занятия.

Есть родители, которые забирают репетитора от метро на машине и отвозят обратно, потому что репетитор переехал, а они не готовы расставаться с ним. Или начинают платить репетитору больше, понимая, что теперь он тратит больше времени и сил. Сами повышают плату за занятия. Потому что взрослые люди понимают, что студенту неловко самому просить о повышении.

А дети понимают только, нравится им заниматься со своим репетитором или нет. И тогда они говорят: “Можно сделать с вами сэлфи, а то мне в школе никто не верит, что у меня такой крутой репетитор по немецкому?”. Плетут в подарок какие-то штучки из резинок, делают своими руками сережки на новый год, обстоятельно рассказывают о видах оружия, демонстрируют свои конструкции из лего, доверяют свои тексты и стихи, написанные от руки, рассказывают, что влюбились в кого-то из класса. “Моя птичка никогда не поет при чужих людях. Почему она поёт, когда приходите вы?”

TO&TJ