Автор: Виталий Серов, 05.03.2020
История музыки знает много скандалов. Но ни первое представление «Весны священной» Стравинского, ни первые концерты Sex Pistols не вызывали такого возмущения, как творчество Арнольда Шёнберга в начале 20 века.
Ровно 107 лет назад, в марте 1913 года в роскошном концертном зале «Musikverein» в Вене произошли драматические события. Композитор-новатор Арнольд Шёнберг составил программу вечера: публику ждали произведения самого Шёнберга и его учеников — Альбана Берга и Антона фон Веберна. Однако диссонансы прогрессивных композиторов изрядно взбесили солидных дам и господ, рассевшихся в зале. Сначала дело ограничивалось выкриками и смехом, но музыка Альбана Берга обрушила на слушателей такой заряд модернизма, что адвокаты и врачи повскакивали с мест и ринулись к сцене, чтобы поколотить варваров, издевающихся над музыкой и здравым смыслом. Толпа переворачивала стулья, люди лезли на сцену, начались драки между организаторами и взбешёнными ценителями прекрасного. Пришлось вызвать полицию и прервать концерт. Впрочем, нечему удивляться — любой, кто послушает произведения Шёнберга и его товарищей, сможет понять эмоции венцев в тот мартовский вечер. Так в историю музыки вошёл «Концерт с оплеухами» (Watschenkonzert или Ohrfeigenkonzert). В ходе судебных разбирательств по поводу инцидента один из участников рукоприкладства, композитор-опереточник Оскар Штраус заявил, что «звук затрещин был на этом концерте самым мелодичным из всего, что там звучало».
Но разве это проблема для настоящего модерниста? «Публика и критика сейчас настолько деградировали, что ни в коей мере не могут служить критерием» — таков был вывод Шёнберга.