Вернуться ко всем записям

Немецкий, ничего у нас с тобой не выйдет…

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
26.08.2016

Много лет назад, когда мы с Татьяной впервые отправились в совместное путешествие, одна из нас предложила другой воспользоваться картой и проложить маршрут из центра к морскому вокзалу (дело было в Хельсинки). Ты что, сказала другая Татьяна, у меня же топографический кретинизм. Попытка саботировать задание не сработала, маршрут был успешно проложен. Попутно выяснилось, что 1. топографическим кретинизмом Татьяна не страдает, 2. она почему-то думала, что и первая Татьяна думала, что она им страдает, 3. никто не считает, что она им страдает, кроме ее мамы.

Механизм “Убеди себя в том, что ты кретин, и убеди в этом другого” работает и при изучении языка, и родного, кстати, тоже. Да и не только языка. Спросите себя, кто внушил вам, что вы в чем-то плохи и к чему-то неспособны. Откуда берется это “у меня нет слуха”, “у меня нет логического мышления”, “у меня плохая память”, “языки — это не мое”? Мы не часто слышим “у меня нет слуха”, но часто слышим “я неспособный”, когда речь идет о немецком.

У нас есть пара предположений о том, откуда растут ноги у этих установок. Конечно, хорошо постарались наши учителя и родители, а все мы послушно поддерживали эти мифы. Во-первых, им виднее. Во-вторых, очень удобно кивать на гены: “Я весь в отца, а он в языках не силен”.

Одна девочка очень горевала, что грудь у нее не четвертого размера, как у мамы и у бабушки. Наверное, в отца пошла.

Опять же, это универсальное объяснение своих неудач в школе, да и по жизни. Не получается — неспособный, с меня и взятки гладки. Спросить же себя, взрослого, так ли уж нужна была ему тогда эта физика/химия/музыка/математика/немецкая грамматика, никто не догадывается.

Вася П., 10 лет: училка противная — не нравится — не стараюсь — не получается — неспособный — не верю в себя — никто не верит в меня.
Вася П., 13 лет, сменил школу: пропустил (проболел, прослушал) — не понял — не получается — не нравится — училка противная — не стараюсь — и нет смысла стараться — все равно неспособный — не верю в себя — не верю больше учителям — у вас со мной все равно ничего не получится.

Сцена “Перед открытым уроком”. Действующие лица: учитель, Василий Петрович П.(35 лет), десяток незнакомых друг другу людей.
Мизансцена: учитель, улыбаясь, стоит в дверях. Люди сидят, вцепившись руками в сиденья стульев и смотрят прямо перед собой.

Учитель: У нас еще десять минут до урока, не хотите чая или кофе?
Молчание
Учитель: Не стесняйтесь, познакомьтесь пока.
Напряженное молчание
Учитель пожимает плечами, уходит, закрывает дверь.
В кадре люди, сидящие на стульях. Спины плотно прижаты к спинкам стульев, стулья плотно прижаты к стенам. Молчание. Вздохи.

Сцена “После открытого урока”. Действующие лица: те же.

Учитель: Ну, вот так это у нас и происходит на уроках.
Василий П.: Danke schön!
Десять хорошо знакомых друг другу людей говорят, перебивая друг друга, улыбаются. Помогают учителю собрать материалы. Кто-то напевает себе под нос.

Наши неспособные отправляются к администратору и рассказывают ему историю своих злоключений с языком. Василий П. в школе так и не выучил английский, а теперь шеф сказал, что нужно учить немецкий, поэтому Вася сразу предупреждает, что ничего у него не получится. — Но вы же все понимали на открытом уроке? — Ну, сегодня было легко, но я-то себя знаю…

Одна неспособная к языкам тетенька пошла немножко поучить немецкий, чтобы помогать своим детям с д/з, и не заметила, как оказалась на уровне С1. Но в способностях своих все еще сомневается, кремень.

Скольких неспособных мы переучили, стыдно признаться. Чтобы перед новым сезоном минимизировать усилия обеих сторон по убеждению и разубеждению в неспособности и способности, предлагаем вашему вниманию короткий и универсальный чек-лист для неспособных онли.

1. Кто впервые сказал, что вы неспособны к языкам?
2. При каких обстоятельствах?
3. Что вы при этом почувствовали?
4. В отношении какого языка это было сказано?
5. Нравился ли вам этот язык?
6. Как изменилось отношение к нему со временем?
7. Нравился ли вам ваш учитель?
8. Если это он убедил вас в вашей неспособности, попробуйте посмотреть на него сейчас глазами взрослого человека. Как он себя вел, что и как он вам говорил? Боялись ли вы его?
9. Когда вы самому себе говорите, что вы неспособны к языкам, что вы чувствуете?
10. Тот, кто говорил или говорит, что вы неспособны к языкам, — это точно не вы сами?

TO&TJ