Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
10.06.2015
Нам с Татьяной довольно часто случается слышать в качестве положительного отзыва о каких-либо курсах: “На уроках всегда проверяют (все) домашнее задание” и, наоборот, в качестве крайнего неодобрения: “На уроках никогда не проверяют домашнее задание”.
Все, однако, относительно, и критерий проверяют/не проверяют д/з не представляется нам таким уж важным. Важно, как проверяют и сколько времени тратится на проверку. Если занятие длится полтора часа, что можно успеть пройти нового, если потратить на проверку д/з пятьдесят минут? Кроме того, обратите внимание, каким образом проходит эта проверка. Зачитываются ли упражнения одно за другим по цепочке, давая ученику возможность, просчитав заранее свой номер в очереди, расслабиться и вздремнуть? (Особенно целесообразно проверять по цепочке диалоги, согласитесь.) Проверяются ли очевидные вещи только потому, что “так надо”? У вас не закрадывается подозрение, что это отличный способ выиграть время при недостаточной подготовке к уроку и нежелание поразмыслить над оптимальным способом проверки?
Не стоит беспокоиться, если, на ваш взгляд, проверке д/з уделяется слишком мало времени: знающий свое дело учитель всегда найдет способ удостовериться в том, что д/з было сделано и материал усвоен. Кроме того, учитель всегда спросит, не возникло ли при выполнении д/з вопросов, которые следует обсудить или отработать дополнительно. А еще опытный учитель знает, какое упражнение из д/з таит в себе опасность, хотя на первый взгляд оно кажется легким, и, получив в ответ, что у учеников вопросов не возникло, все же настоит на том, чтобы проверить это упражнение.
Впрочем, случается и обратное: студенты искренне недоумевают, зачем им за свои же деньги выполнять еще какие-то домашние задания. Информируем: чтобы усвоить материал, недостаточно посидеть на уроке и понять его. Если ваши амбиции заставляют вас стремиться со временем достичь уровня владения языком, как у вашего учителя, то есть два варианта. Первый — трудиться так же, как в свое время в школе и на филфаке трудился ваш учитель. Второй — отрезать вашему учителю голову и приставить ее к вашей шее. В мировой практике такие случаи до сих пор заканчивались летальным исходом, как для донора, так и для реципиента. Но донорство, как известно, дело добровольное, как, в принципе, и выполнение домашнего задания.
Даже если вам кажется, что в д/з все очень просто и поэтому прописывать все упражнения вам лень, рано или поздно такое отсутствие самодисциплины даст себя знать. Все знают, что хорошую спортивную форму необходимо поддерживать регулярными упражнениями, пусть даже они кажутся рутиной.
В нашем деле тоже все очень просто: без этих упражнений прогресса у вас не будет; тем, кто домашку таки сделал, работать с вами будет некомфортно, а если не сделавших д/з в группе окажется большинство и все придется делать на занятии, считайте, что вы заплатили за то, что можно делать дома бесплатно. Учитель некоторым образом готовит и планирует урок, исходя из того, что и ученики, соответственно, подготовились, — чтобы на уроке дать им возможность поговорить и научиться чему-то новому. Не стоит лишать себя оплаченного плезира.
Резюмируем. Не имеет значения, насколько детально проверяется д/з на уроке, важно, насколько детально вы его проработали дома. Оно поэтому и называется домашним. Нам, учителям, чтобы работать с вами, нашими учениками, нужны определенные предпосылки, т.е. ваше рабочее состояние, а оно во многом зависит от вашей самодисциплины и подготовленности к уроку. Если в задаче отсутствует условие или в нем слишком много неизвестных, то каким может быть решение?
TO/TJ