Авторы: Татьяна Орестова и Татьяна Ярцева
23.11.2015
Пару лет назад мы написали, как водится, злобный текст на тему “Всем ли дано заниматься языками?”, но по какой-то причине отложили его. Тогда тоже был погожий петербургский ноябрь, и, видимо, мы решили не усугублять вселенскую скорбь. Чтобы взбодриться, мы решили заняться спортом и подошли к этому, по обыкновению, с немецкой основательностью: обследовались у спортивного врача, получили рекомендации по питанию, купили абонемент и ознакомились с предложением спортклуба. Перекатываться на коврике, занимаясь пилатесом, нам не очень понравилось: стройность не обреталась, мышцы не укреплялись, мотивация испарялась вместе с потом. Тогда мы пошли на силовые тренировки с индивидуальным тренером. Это была жесть. Он расписал для каждой из нас индивидуальный план тренировок и гонял нас по нему безо всякой пощады. Бесполезно было сваливать все на исходную немощность наших телес и слабость духа, — он азартно показывал нам упражнения на своем примере и радовался любому маломальскому успеху. Он загадочно улыбался, наблюдая за тем, как мы корячились, потому что знал, к чему нас вел. И привел к неплохим результатам. А потом он ушел из спортклуба, и мы постепенно забили на спорт.
Это мы к чему? Просто в нашем случае желание “хочу стройное тело” постепенно заместилось мотивацией “не хочу подводить тренера, потому что ему не все равно, что и как у меня получается”. Он, со всеми своими регалиями мастера спорта и топ-менеджера клуба, добросовестно возился с двумя квашнями, и мы не пропускали тренировки даже тогда, когда занимались самостоятельно, потому что от нас ожидался результат.
Таким образом, мотивация “хочу учить немецкий” — не мотивация вовсе. Это просто желание, которое подвержено влиянию внешних факторов — климатических, психосоматических и просто кармических. Достаточно промочить ноги в дурную погоду, обидеться на начальника, засидеться с друзьями или просто не выспаться накануне, а может, и впасть в состояние “надоело все, хочу домой”. Так что желание спокойно отодвигается на задний план, оно же никуда не уйдет, я всегда хотел учить немецкий, а сейчас, пожалуй, осуществлю свое настоящее желание и не пойду на урок/не сделаю домашку.
Такое, как правило, случается, если нет настоящего мотиватора. Наилучшим мотиватором считается дамоклов меч: например, через полгода мне нужно сдать тест ДаФ. Очень хорош мотиватор “карьера — признание — деньги”. Неплохо работает мотиватор “любовь” — хочу говорить на языке любимого человека. Нейтральны мотиваторы “немецкий красиво звучит”, “хочу читать Гете в оригинале” и прочие неоформленные желания. Между желанием и целью стоят рутина систематических занятий, домашних заданий и нехватка времени, и тут не работает ни обещанный успех в кратчайший срок, ни непринужденная атмосфера на уроке. Если в случае сильных мотиваторов человек отдает себе отчет в том, что ему придется бороться за сертификат, карьеру, любовь, то в случае нейтральных мотиваторов немецкий не перестанет звучать красиво, если вы им не занимаетесь, а Гете уж точно потерпит. Скрасить эту рутину и практически заставить человека высвободить энергию и время для занятий языком может только правильный тренер.
Правильному тренеру не все равно, какой у вас результат, — ему самому неинтересно работать с халтурщиками и разговорчивыми пофигистами. Какой бы непринужденной ни была атмосфера на уроке, правильный тренер будет принуждать вас делать домашние задания, писать тесты, думать своей головой, настаивать на том, что слова все-таки нужно учить, придираться к вашему произношению и интонации, добиваться от вас исправления ошибок… Даже если вам кажется, что у вас ничего не получается, не останавливайтесь, — ваш тренер просто скажет вам, что вам нужно чуть больше времени для продвижения к цели.
Нам известны все типы учащихся: кто-то быстрым темпом идет к намеченной цели, кто-то сходит с дистанции, даже когда тренер кричит “Поднажми, у тебя получится!”, а кто-то, невзирая на пробуксовку и повторы, не сдается. В последнем случае тренеру особенно радостно, когда количество наконец переходит в качество. Что греха таить, в нашем виде спорта учить лингвистически одаренных приятно всем, а вот добиться осязаемого результата у человека, мягко скажем, не гуманитарного склада ума, — это вызов.
Да, правильный тренер отнюдь не этакий весельчак и аниматор, не стоит путать харизму с сангвиническим темпераментом. Он не будет закрывать глаза на разгильдяйство, но оценит ваше стремление к победе, даже если вы не самый лучший его ученик. Сколько шагов сделал бы военный ныряльщик, если бы его тренер де Ниро был лояльным милашкой?
Вот примерно об этом у нас был тот ноябрьский текст. Как люди, мягко скажем, исключительно гуманитарного склада не только ума, но и тела, чувствуем, пора найти нашего тренера и позвонить ему.
TO&TJ