Автор: Федор Есипович
14.11.2013
С 1 декабря 2013 года мы повышаем стоимость курсов. Причины этого повышения объективны: текущая цена была установлена два года назад, и за это время все накладные расходы успели подрасти в результате естественной инфляции. (В скобках отмечу, что открытие станции метро «Петроградская» нивелирует последний аргумент за сдерживание цен).
Тем не менее, этот вопрос вызывал у нас определенные дискуссии, и, раз уж я веду этот блог, то поделюсь некоторыми мыслями о ценообразовании. Предлагаю рассмотреть заявленную тему под самым любопытным углом: каким образом мы могли бы сэкономить?
Давайте пройдемся по пунктам.
Аренда. Мы могли бы снимать помещение подешевле. Например, квадратный метр на бывшем химическом производстве на улице Трефолева стоит всего 300 рублей. Но наши ученики посещают курсы два раза в неделю, поэтому им необходимо максимально удобное расположение — на пересечении маршрутов общественного транспорта, в шаговой доступности от метро. Такие локации дешевыми не бывают.
Зарплата. Мы могли бы пользоваться услугами тех, для кого преподавание — способ подработать во время учебы в вузе или тех, кто пошел в профессию по остаточному принципу, за неимением других карьерных возможностей. Но вы бы сами не захотели учиться у таких учителей. Уровень зарплат должен быть таким, чтобы привлекать и удерживать заинтересованных людей, сознательно пришедших в профессию.
Оборудование классов (мебель, техника, рабочее место, нормальный ремонт) и бытовые мелочи (вода, канцелярия, уборка, интернет, телефон) — это обыкновенные расходы, которые не дают особых возможностей для маневра.
Реклама. Отдельная интересная тема, которую я как-нибудь разверну в подробностях. В контексте же нынешнего поста просто отмечу, что здесь мы никогда особенно не тратились, в основном обходясь наиболее дешевым рекламным ресурсом — интернетом.
Наши дополнительные фишки: чай-кофе-печенье, папки-наклейки, сумки-футболки, интерьер. Рассуждая об экономии, логично предположить, что эта статья расходов избыточна и должна попасть под сокращение в первую очередь. Например, готовя этот текст, я просуммировал кофейные издержки за 2013 год: к концу декабря они составят примерно 150 тысяч рублей (более 6 тысяч порций). Но эта цифра настолько несущественна по сравнению с основными статьями затрат, что производит впечатление, только будучи озвученной отдельно.
Есть еще одна вещь, не очевидная для стороннего взгляда. С ростом компании постепенно появляются новые строчки в бюджете: офис, рецепшн, учительская, повышение квалификации, IT. (Лично я всегда воспринимал необходимость этих затрат болезненно и предлагал коллегам альтернативы. Например, использовать в качестве учительской один из классов. Сейчас подобные идеи вызывают у меня улыбку.)
Эти расходы — показатель зрелости. На определенном этапе фирма не может заниматься только оказанием услуги. Она еще должна обеспечивать бесперебойное оказание этой услуги и повышать ее качество. А это невозможно без административного аппарата. За каждым бодрым, интересным и полезным уроком, с которого вы ушли в приподнятом настроении, стоит система, машина, шестеренки которой постоянно крутятся и требуют финансовых ресурсов.
Мы могли бы избежать этих расходов, если бы оставались локальным проектом, как раз в составе авторов этого блога. Нам бы хватало площади в 25 «квадратов», не нужны были бы ни учительская, ни методические семинары. Но авторский проект на 100% зависит от человеческого фактора и заканчивается тогда, когда автор по каким-то причинам перестает им заниматься.
Поэтому, вводя очередную статью расходов, я понимаю, что это плата за стабильность, которая оправдывает себя уже в среднесрочной перспективе.
В результате всего вышеперечисленного очевидно, что экономить нам особенно не на чем. Мы не можем конкурировать по цене с нижним ценовым сегментом и таким образом лишаемся определенной части аудитории. Зато выбирая средний ценовой сегмент, мы получаем полный набор инструментов, который позволяет делать очень хорошую школу немецкого языка.
P. S. Подкованный в вопросах бизнеса и технологий читатель заметит, что существенную экономию могла бы обеспечить новая бизнес-модель. Например, которая не требует или учителя, или учебного класса, или и того, и другого. Это отдельная тема, которая, безусловно, входит в круг наших интересов. Когда-нибудь я об этом тоже подробно напишу, а пока лишь отмечу, что подобные модели еще слишком сыры, и их эффективность вызывает много вопросов. В любом случае, однажды мы сможем за 10 долларов инсталлировать в ушную раковину мультиязычный чип и свободно общаться с африканскими аборигенами на суахили. К этому моменту команда «Дойч-Клуба» продаст все имущество и уедет предаваться дауншифтингу в глубину восточно-азиатских джунглей.
А пока что мы остаемся в формате традиционных языковых курсов и в среднем ценовом диапазоне.