Вернуться ко всем записям

Плевое дело или Каково работать с начинающими

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
25.05.2015

Бытует мнение, что проще всего преподавать язык начинающим. Считается, что, раз лексика начального уровня несложна, а грамматические структуры просты, то, в принципе, учитель преподаст это на раз-два, потому что с материалом напрягаться не надо.

Не спорим, материал начального уровня действительно прост. Но преподавание не сводится к передаче грамматических структур и лексических единиц, а коэффициент сложности работы учителя не пропорционален степени сложности материала.

Мы, со своей стороны, не устаем повторять, что именно уровень А1.1. требует от учителя высокого профессионального мастерства и тщательнейшей подготовки перед каждым уроком. Каждый методический шаг должен быть выверен и оправдан, а любой шаг в сторону, который можно себе позволить на более высоких уровнях, может оказаться фатальным для хода урока и дезориентировать студентов. Поэтому план каждого урока для начинающих занимает не одну страницу А4 и состоит из этапов иной раз всего по 3-5 мин каждый. Нелишним бывает и прописать себе, что именно и в какой момент нужно сказать ученикам, как сформулировать задание, чтобы его поняли все.
Каким бы ты ни был профессионалом, после первого занятия в группе А1.1 всегда выходишь с мокрой спиной — не потому, что было страшно, а потому что слишком многое приходится держать в голове, а еще нет ни времени, ни возможности присесть.

Именно поэтому, если мы с Татьяной и ходим в другие языковые школы на открытые уроки, то всегда выбираем ОУ (открытый урок) для начинающих, потому что на них видны все методические ляпы или, наоборот, мастерство учителя. Высший пилотаж — когда учитель может пошутить со студентами-нулевиками на языке.

Многие продолжающие почему-то гнушаются ОУ для начинающих, аргументируя это тем, что им там будет все понятно и слишком легко. Но ведь речь на ОУ идет не о том, чтобы бесплатно поучиться, а чтобы получить представление о школе и ее преподавателях. Так вот, настоятельно рекомендуем посещать ОУ для начинающих и тем, кто этим материалом уже владеет: вы сможете лучше сосредоточиться на том, насколько профессионален учитель. На что следует обратить внимание? На реакцию группы, четкость построения урока, логичность переходов от одного задания к другому, а главное — на целесообразность заданий, а именно — учат ли они говорить и получилась ли у группы на выходе уверенная речевая продукция, пусть даже в малом объеме.

Именно поэтому глубоко ошибочно мнение, что на А1.1 ставят обычно учителей-новичков (аргументы см. выше), а наиболее опытные берут уровни посложнее. Тому, кто прошел методический ад А1.1, уже ничто не страшно.

TO&TJ