Вернуться ко всем записям

О грамматике или Übung macht den Meister

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
20.05.2014

Любите ли вы немецкую грамматику так же нежно, как любим ее мы? Наверняка. Согласитесь, она непроста, но элегантна и не столь коварна, как английская. В ней есть своя математическая логика, и познавать ее — одно удовольствие.

Но что делать, если логика эта так и норовит ускользнуть от понимания или же представляется в теории вполне понятной, а на практике — с трудом реализуемой? Ответ один — Übung macht den Meister. Тысяча и одно упражнение на проклятое склонение прилагательных или на пресловутые предлоги места — и золотой ключик ваш. Если с самодисциплиной дело обстоит не лучшим образом, полезно сходить на спецкурс по грамматике и прояснить все сложные моменты.

Однако следует отдавать себе отчет в том, что одной грамматикой сыт не будешь. Распространенное заблуждение — полагать, что главное — это получить представление о грамматическом строе языка, а лексика и разговорные навыки как-то сами собой приложатся. В нашей практике есть несколько случаев, когда студенты, следуя программе одной языковой школы, в течение добрых девяти месяцев форсировали одну только грамматику и начиняли свои головы сведениями о ней для уровней от А1 до С1 включительно, а потом, что вполне закономерно, никак не могли применить полученные знания, потому что не велось никакой работы над словарным запасом. А еще потому, что грамматический материал не был привязан к конкретным коммуникативным ситуациям, в которых учащийся мог бы реализовать свои потребности.

Заметим, кстати, что более фундаментальное, нежели просто утилитарное, изучение грамматики требует определенной крепости духа: если браться за академические грамматики, написанные в прежние времена, то можно обогатиться множеством интересных, но неприложимых к жизненным ситуациям сведений. Например, в старых грамматиках можно найти таблицу с формами коньюнктива слабых глаголов. Да, такие формы существуют, но редко когда употребляются, разве что в литературе.

Самостоятельный сбор грамматического материала требует разумного подхода. Однажды нам довелось увидеть в руках студента обстоятельную таблицу с глагольными формами презенса, претерита, перфекта, коньюнктива и императива плюс перевод инфинитивов. Глаголов в ней было много, и среди прочих числился глагол quellen с переводом «бить ключом». От него были образованы все перечисленные формы, включая трогательный императив quill. Студент же, заметим, только приступил к изучению перфекта, и нужны ему были по сути только инфинитивы и причастия вторые, поэтому он и обратился к одной из нас с вопросом, стоит ли полагаться на такую таблицу. Как говорил Шерлок Холмс, не стоит захламлять свой чердак.

От себя даем совет: не стоит тратить силы на изобретение велосипеда. Пользуйтесь надежными пособиями немецких издательств, Hueber, например, — «Grundstufen-Grammatik für Deutsch als Fremdsprache», «Großes Übungsbuch Deutsch — Grammatik», «Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik — aktuell». Для особо пытливых умов можем порекомендовать пособие «Mit Sinn und Verstand» издательства Klett-Langenscheidt. Публикуемая у нас популярная грамматика авторов Dreyer, Schmidt — вещь стоящая, но уж очень забористая в лексическом плане.

Напоследок хотим предостеречь: будьте бдительны при пользовании онлайн-материалами, публикуемыми без указания на их источники, и помните, что не все любительские видеокурсы одинаково полезны. В одном таком ролике бодро предлагалось спрягать артикли и строить тем самым грамматику немецкого. Не надо строить грамматику. Ей нужно заниматься: спокойно, планомерно и по возможности с удовольствием.