Я сто лет назад обещала написать отзыв на школу Deutsch-Klub, где прекрасные терпеливые люди учат меня немецкому языку. Вчера я закончила уровень A2, так что пора уже, что ли, просоответствовать. Там много букв, прошу прощения. Надо было раньше писать, конечно, а так у меня набралось много на предмет сказать.
Я сдалась им в начале октября, сейчас начало августа. За это время мой немецкий от полного нуля добрался до уровня, на котором я могу вполне пристойно взаимодействовать с разными бытовыми ситуациями. Я сносно читаю не очень сложные тексты (например, культурные новости на разных сайтах) и вытаскиваю ключевые идеи из сложных или хотя бы могу в них сориентироваться и понять, имеет ли смысл разбираться в них пристально. В частности, я таким макаром уже пару раз исхитрилась продраться через ученые филологические статьи и главу в книжке, и страшно этим горда. В Праге в мае я, пристроившись к чужой экскурсионной группе, слушала экскурсию на немецком и даже выясняла у гида, где там хитрая калитка в сады, которую не изобразили на плане. Я бы, конечно, предпочла родной английский, но гиды-англичане были намертво блокированы китайцами, вооруженными палками для селфи. Немецкий показался более безопасной опцией. Я могу грамотно написать текст с кучей придаточных предложений, со всякими замечательными падежами существительных и склонениями прилагательных, будь они неладны; мне на этом месте еще нужно думать, проверять себя, лазать в учебник, но я твердо знаю, как со всем этим добром обращаться. Я считаю, что соотношение время/результат очень хорошее, я довольна.
Я отзанималась четыре учебных курса. В группах было разное количество людей (12 в первой, в следующих — 5-6). Я работала с двумя преподавателями, очень разными по темпераменту, манере общения и прочим личностным штукам, которые у всех нас индивидуальны. На результат это не влияло. Точно так же на него не влияло количество людей в группе. Во всяком случае, я на себе не заметила, мне было одинаково комфортно. Это значит, что ты имеешь дело с хорошо построенной системой обучения, и можно идти «в школу», а не «к конкретному преподавателю». Это большая редкость и очень облегчает жизнь студенту. Ни в одной из четырех групп я не видела провалов; с учетом разнообразных индивидуальных вариаций программа в рамках курса все равно складывалась и получалась у всех, и большого разброса результатов, зависящего от тех или иных индивидуальных склонностей и способностей студентов, тоже не было. Это тоже важный показатель.
Для меня лично это был еще и очень непривычный опыт. Немецкий — мой третий язык, и первые два я делала сама: английский в свое время до уровня Advanced (на самом деле — до CPE, но я к нему только готовилась и не пошла сдавать), а французский — с прицельной задачей «читать», поэтому он у меня сильно перекошен: я читаю сложные тексты и совсем никак не говорю, сейчас это для меня большая проблема. Учиться самой трудно, прежде всего потому, что ты все время вынуждена контролировать процесс, рефлексировать, подбирать себе материалы и задания, отслеживать, что получается, а что нет. Это сильно усложняет жизнь и замедляет движение. Честно говоря, я вообще не имею другого опыта — ни с языками, ни с другими вещами, которым мне приходилось учиться. Точечная супервизия (когда есть кому время от времени задать вопрос, проконсультироваться и получить содержательную обратную связь) — предел моих мечтаний, достигавшийся очень редко. Когда я искала преподавателя французского, запрос формулировался так: «я все сделаю сама, мне просто надо, чтобы было с кем поговорить и кому меня проконтролировать».
Примерно с этим ощущением я пошла и учить немецкий: я все сама-сама, вы только постойте рядом. Первые пару курсов я что-то там отслеживала и рефлексировала. На A2 оказалось много информации и быстрый темп, но еще следила краем глаза. Вторая часть A2 пришлась на лето. Восемь академических часов в неделю, плюс домашние задания, плюс 30 градусов по Цельсию на улице, и жизнь и работу тоже никто не отменял. Ни на какую рефлексию над процессом обучения времени и сил не оставалось. Я потеряла контроль и просто делала, что мне предложено, не раздумывая, зачем и почему мы делаем именно так. К концу курса все сложилось, получилось и благополучно усвоилось.
Я понимаю, что у меня специфический опыт обучения. Но ощущение, что ты можешь доверить контроль над процессом учителю и просто двигаться, понимая, что тебя приведут туда, куда тебе нужно — для меня невероятная экономия сил и времени и большая удача. По моим наблюдениям, это вообще огромная редкость, и если люди такое умеют, они большие молодцы.
Короче, я пойду туда еще, и вам советую. У них, кстати, есть еще и английский, обратите внимание))