Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
16.05.2017
Не знаем, как начать. Вторую неделю под впечатлением от того, что мы услышали от подростков, когда зашли к ним в группу узнать, как им у нас живется. “Вы действительно интересуетесь моим мнением?” — спросил один мальчик на полном серьезе. Пришлось некоторое время доказывать ему, что да, мы пришли именно за этим, потому что любим разговаривать с нашими клиентами. Осознав, что он тоже клиент, мальчик приосанился и признался, что в общем-то испытывает радость, когда идет на немецкий. И вдруг один ребенок вполголоса доверительно сообщил: здесь не унижают.
Вот от этого признания мы до сих пор в ауте. WTF, получается, чтобы человеку нравилось учиться, ему достаточно, чтобы его не унижали?
Кто как это называет — унижение, пренебрежение, равнодушие, нечуткость, все это может и не быть выстроенной учителем стратегией, зато может висеть в воздухе, которым дышат ученики.
Всегда приятно краем глаза увидеть, как твой читательский дневник после проверки отправляется в мусорное ведро. Или узнать, что твой проект по литературе, который ты, позеленев от контрольных в одиннадцатом классе, подготовил к определенному сроку, “всего лишь эксперимент” и оценен не будет. Настоящий проект будет в следующем году. А в следующем году тебя в школе уже не будет.
Или вот когда хвалят: “Даа, девочка, с твоими данными ты добилась результата, как у более одаренных детей”. На ютубе есть видео, в котором один психолог учит распознавать манипуляцию: если вы не понимаете, манипулирует вами ваш собеседник, или нет, то вот вам практический совет — немного выпятите губы, почмокайте ими и проверьте, чувствуете ли вы на них вкус дерьма. Если чувствуете, это оно. Подозреваем, что в отношении таких вот амбивалентных комплиментов эта техника тоже хорошо работает.
Знаете, как обидно, когда ты приготовил рассказ о своем недавнем Путешествии в страну изучаемого языка, любовно употребил все формы неправильных глаголов, приготовился отвечать на вопросы, рассчитывая на интерес соратников, даже несколько фоток отобрал для наглядности, — а тебя не спросили. Учитель знал, что ты едешь, и не задал ни одного вопроса. “Это было мое последнее занятие на курсе французского” (ТО).
Сиди теперь всю жизнь со своей поделкой из желудей и шишек, которую готовил весь вечер и на которую никто даже не посмотрел. Это в лучшем случае.
TO&TJ