Вернуться ко всем записям

Грамматико-погружной метод

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
10.06.2020

Вчера стартовал первый в нашей истории онлайн спецкурс по немецкой грамматике уровня В2. В оффлайне он назывался “Силовые упражнения”, и уходили с него студенты на полусогнутых. Преподы, впрочем, тоже, приговаривая “Ох ты ж, ежкин кот!”

Посмотрим, что скажут студенты после такого курса онлайн, но уже сейчас понятно, что это неслабый челлендж. Вот что пишет наша давняя студентка Алина Пихлер из Швейцарии (а муж у нее, на минуточку, немец):

“Я с утра налетела на мужа в расстроенных чувствах, с криками, что я тупая и ничего не знаю. Показала листочки со вчерашнего занятия… Он долго смотрел на Passiv в разных временах и с модальными глаголами, потом сказал, что вместе со мной повторять будет У меня отлегло немного“.

Наш студент Владислав Водопьян, который живет и работает в Германии, тоже всем доволен.

Помните, мы показывали видео о том, как встречались со студентами наших первых групп накануне десятилетия ДК? Видео-то было короткое, а проговорили мы с ними в зуме около двух часов. О многом говорили: многие из них уже давно живут и работают в немецкоговорящих странах. И как-то сама собой всплыла тема, как у них с языком.

Неплохо у них с языком, — хватает для того, чтобы обеспечить свои нужды: разговаривать с коллегами по работе, вступать в клубы, снимать жилье, устраивать детей в детские сады. Тот же доблестный Влад однажды сумел уболтать кондуктора в поезде так, что тот не выписал ему штраф. А сейчас он учится управлять небольшим самолетом.

Лексики-то им хватает. А вот сложной грамматики, с помощью которой можно выражать и понимать все оттенки смысла, — нет. Елена Клат (Германия) рассказывала, как она самостоятельно работает с радиопередачами, начала читать художественные тексты и чувствовать красоту языка. То есть человек занимается, сам себе дает задания и выполняет их. Причем все время, пока она живет в Германии, она параллельно училась на языковых курсах. По учебниках, прости господи, училась. Живя в Германии. Сдала С1. И пришла к нам в разговорный клуб В2-С1, чтобы общаться не на бытовые темы с соседями.

Это все о чем говорит? Не прирастает язык сам собой в среде. Да, есть единичные случаи очень восприимчивых людей, язык которых развивается сам собой. Весь видео и аудиоконтент, который они потребляют, для них просто фон, из которого они и берут новые языковые единицы и структуры.

Однако понять, насколько ты восприимчив, можно только опытным путем спустя пару лет в среде. И еще нужно быть разговорчивым (см. кейс Влада). Так что рекомендуем заранее не записывать себя в группу восприимчивых, — можно потерять время, огорчиться и не то что никуда не продвинуться, но еще и откатиться назад.

Предвидим многие возражения, но можем смело утверждать, что грамматика высокого уровня точно не зайдет сама собой. А зачем она вообще нужна? Наши люди ответили, что хотят звучать достойно и понимать сложные тексты. Они не удовлетворяются обиходным В1: “Неважно, сколько у меня ошибок, главное, меня поняли”. Это вправду неважно на определенном этапе. Но когда ты в стране уже несколько лет и чувствуешь, что ты по-прежнему ограничен в речевых средствах, хочется развиваться.

Оговоримся еще раз. Лексика в среде прирастает, но та, которая вам нужна для ваших увлечений или бытовых дел (это как раз то, что плохо прирастает в учебных условиях). Можно знать все названия булочек и разбираться в типах страховок, но язык ведь не состоит из одной лексики. Многие излишне концентрируются на массированном расширении словарного запаса и именно на него возлагают надежды.

Беглость речи, конечно, тоже развивается в среде. Но, опять же, благодаря многократно проигранным одним и тем же разговорным ситуациям.

Вот об этом мы и говорили с нашими людьми. Посмотрите видео, все станет понятно. Кстати, это совсем не рекламный пост: мест на грамматическом спецкурсе уже нет.

TO&TJ