Вернуться ко всем записям

«То ли я дурак, то ли лыжи не едут…»

Автор: Мария Орестова
12.01.2019

Некоторые люди, в определённый момент времени ответственно принимающие решение о том, что им нужно или хочется выучить новый язык, рано или поздно произносят фразу: «У меня ничего не получится, я необучаемый».

На самом деле, как показывает практика, зачастую эти люди ошибаются. Обучить можно много кого — даже обезьян, и многочисленные эксперименты на гориллах и шимпанзе тому подтверждение.

Преподавателям приходится бороться с «патологическими неудачниками» и пытаться объяснить им, что это не они необучаемые, а методика была применена неправильная.

На плечи методистов ложится не менее трудная задача — разработать такой материал и такой способ его подачи, чтобы максимальное количество человек смогло по ним учиться.

Лингвисты же, поглядывая на первых двоих и их студентов, рассуждают, как же так, почему кому-то даются языки, кто-то останавливается на «Ich bin Mischa» и «London is the capital of Great Britain», пока их одногруппники уже изучают Konjunktiv II и свободно оперируют всеми типами Conditionals.

Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Помимо методистов и преподавателей, проблемой усвоения иностранного языка занимаются психолингвисты, которые наблюдают за обучающимися и делают пометки в своих книжечках. Не стоит их бояться, они учёные, и их совершенно не волнует, сколько ошибок в предложении вы сделали. Им интересно, что это за ошибки и насколько они систематичны.

И всё же остаётся неразрешённым вопрос — а почему есть те, кому ну никак не сдвинуться с мёртвой точки и не уложить в голове, что не надо пытаться найти немецкое слово «мне», чтобы сказать «мне Х лет».

На успешность овладения иностранным языком оказывают влияние несколько факторов, условно их можно поделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам учёные относят индивидуальные особенности студента, общие когнитивные способности, возраст, психологические установки, мотивацию, количество уделяемого времени, отношение к языку и преподавателю. Разумеется, студент, который готов рисковать даже ценой ошибки и говорить на занятии, делает домашние задания, не считает сам себя неспособным и необучаемым, а также имеет достаточную мотивацию и любит своего преподавателя, будет более успешным, чем его полная противоположность.

То же касается и внешних факторов, к которым причисляют окружение, личность преподавателя и способ преподавания, качество и количество получаемого инпута (input) и фидбэка (feedback), возможность использовать язык «в полевых условиях».

Очень важным на пути к успешному овладению иностранным языком оказывается как раз последнее — использование чужого языка там, где невозможно донести свою мысль на родном. Это действительно заставляет «шестерёнки» в мозгу скрипеть, и пусть на выходе получается неказистая фраза, которую носитель поймёт лишь с третьего раза, но она будет.

В теории это, конечно, всё очень хорошо звучит, но что всё же можно сделать для того, чтобы стать «успешным студентом»?

Как бы банально это ни звучало, но можно тренировать память. Если немного углубиться в теорию, то языковая система закрепляется в долговременной памяти, так что большую роль играют и объём этой самой долговременной памяти, и скорость извлечения из неё информации. Проще говоря, если вы всё быстро забываете, то и слова с правилами вы, скорее всего, тоже будете забывать быстро. Память тренировать можно и нужно, это пригодится не только для изучения языков.

Можно работать над произношением, это очень важная часть обучения, и без фонетики далеко не уедешь. Конечно, индивидуальные особенности в строении мозга, артикуляционного и слухового аппаратов никуда не деть, и бывают случаи, когда человеку действительно не даются определённые звуки, потому что он либо физически не может его произнести, либо не слышит разницы между эталоном и своим вариантом.

И очень важно, на мой взгляд, не бояться говорить. Говорить с ошибками, корячиться, страдать, но всё же порождать хоть что-то на языке. Потому что одно из самых неприятных в изучении языка — это стагнация, то есть остановка в развитии. Есть студенты, которые пытаются извернуться, лишь бы не использовать слишком сложную, по их мнению, грамматику и лексику, и перефразируют свою мысль по-другому, либо пословно переводят с русского на другой язык. Хороший преподаватель всегда заметит использование таких стратегий и пресечёт их, поможет вывести обучающегося из стагнации.

Подводя итог, я хочу дать несколько полезных, как мне кажется, советов, которые могут помочь в освоении иностранного языка:

  • Делайте домашнее задание. Его дают не просто так, не для преподавателя, а для вас. Оценки за него ставят только в школе, но нужно оно для того, чтобы вы отработали полученные навыки и знания, переварили ту кашу, которую учитель заботливо пережевал и вложил вам в голову.
  • Говорите на языке. На занятиях, с одногруппниками в перерыве, пытайтесь переводить свои мысли на изучаемый язык.
  • Слушайте и читайте на языке. Это могут быть любимые сериалы без дубляжа или в переводе на нужный язык с субтитрами (сначала, а потом без них), новости, видео на Youtube, книги и газеты. Окружите себя языком, на котором говорят носители.
  • Если есть возможность, скатайтесь в страну, где говорят на нужном вам языке, или найдите друга по переписке, на худой конец. Специально погрузите себя в стрессовую ситуацию, из которой есть только один выход — говорить.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если вашей целью было научиться заказывать Currywurst или Fish and chips, то это один разговор, но даже в таком случае я советую продвинуться дальше А2. Учитесь всегда, пока есть возможность, учитесь везде и всему.
    Правильно выберите школу и учителя. О том, как не попасть впросак, уже рассказывали Татьяны в одной из своих статей.
  • И, наконец, не ставьте себе невыполнимых задач. За полгода с нуля дойти до В2 невозможно. Дедлайны бывают разными, мы сами это прекрасно знаем, но будет лучше, если вы подойдёте к изучению языка осмысленно и обстоятельно, не бегите вперёд паровоза. Вам может казаться, что вы всё выучите, но через полтора месяца ежедневных занятий ваш мозг просто «сдуется».Изучать иностранный язык не страшно и не больно. И нет ничего стыдного в том, чтобы признаться себе и преподавателю, что у вас что-то не получилось, и отработать даже простую тему ещё раз. Ведь мы все здесь ради результата, а путь к заветной цели у каждого свой.​

P. S. Я, Мария Орестова, являюсь студенткой отделения общего языкознания СПбГУ. Теоретическая лингвистика — это наука, которая занимается человеческим языком в целом, занимается всеми его аспектами во всех их проявлениях, от теорий происхождения языка до изучения того, почему кто-то не говорит совсем, а кто-то говорит всегда, везде и на куче языков.