Вернуться ко всем записям

Ich sehe das, was du nicht siehst, und das ist…

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
14.05.2015

Раньше мы думали, что подробности методических заморочек никому неинтересны, уж точно не клиентам, которых интересует конечный результат — перейти на новый уровень, сдать экзамен, получить сертификат. Но, судя по отзыву нашей практикантки Лары, именно она, наша учительская рутина, впечатлила ее больше всего, потому что Лара увидела ее изнутри.

Ученик, однако, как и зритель в театре, не может заглянуть за кулисы происходящего и видит только то, что происходит на уроке.

Как это видит ученик: объясняли хорошо, все было понятно, я поделал упражнения, меня исправляли, было бодро и интересно, время пролетело незаметно, хочу еще, чувствую, что продвигаюсь в языке. При этом мой учитель — интересный человек и харизматичная личность, с ним так весело и комфортно.

Как это видит учитель-профессионал:
1. План составил удачно, во время уложился. Спонтанное отклонение от задуманного во второй половине урока было уместно. Темп взял довольно быстрый, но и группа у меня сильная, вынесла.
2. Warm-up не затянулся, идея с последнего методического семинара была принята студентами на ура. Brücken были логичные и простые.Тему ввел как было задумано, все все поняли. Упражнения подобрал адекватные уровню и теме. Тему затренировали с энтузиазмом, трансфер состоялся.
3. Использовал аудио/видеоматериалы, пришлось прослушать/просмотреть еще один раз (план В), зато все встало на свои места.
4. Чередовал разные социальные формы работы. Правильно распределил пары, благодаря чему избежал идеологических разногласий между студентом А и студентом В.
5.Релевантные ошибки исправлял, хотя их было немного. Студентка С постепенно перестает бояться говорить. Нерелевантные, но общие, зафиксировал, вернусь к ним в другой раз. Надо подобрать еще упражнение.
6. Lehrerecho у меня уже давно нет, я молодец.
7. Студент D хочет сделать доклад по нашей теме, это скорректирует план следующего урока, тогда просто выпущу занудное повторение в учебнике, задам его на дом.

Что мы хотим этим сказать? По мнению многих, хороший учитель — в первую очередь учитель харизматичный и преданный своему делу. Харизма харизмой; отлично, когда она есть, но если техники (ремесла) у учителя не хватает, рано или поздно вы заметите, что прогресс в языке все не наступает.

Мы за технику в первую очередь. Когда она отработана, есть воздух и пространство для того необъяснимого, что называется харизмой. А чтобы овладеть ремеслом и отработать технику, необходимо долго и занудно копаться в методике, обсуждать ее на семинарах, терзать коллег в учительской вопросами, как лучше объяснить какое-либо слово, проверять знания на практике, раз за разом убеждаясь в том, что тот трюк, который пошел на ура в одной группе, в другой может не прокатить.

И вот это занудство мы называем любовью к профессии. Представьте себе ситуацию: вы в тысячу первый раз занимаетесь на уроке темой “Reisen”, знаете наизусть номер аудиотрека из дополнительного учебника на эту же тему и номер страницы в грамматическом справочнике на тему Предлоги места и направления. Студенты делают одни и те же ошибки, передавая их друг другу по наследству из поколения в поколение, и вы знаете наперед все вопросы, которые вам зададут, и все подводные камни, с которыми столкнутся ваши студенты. И все равно получаете удовольствие от этого урока. Почему? Не потому, что вы чувствуете, как нравитесь группе, — а потому, что группа под вашим руководством нравится вам.

ТО&ТJ