Вернуться ко всем историям

Ирина Семенова

Начала учиться: с нуля, сентябрь 2012

Сейчас учится: уровень В2

Всего прошла: 12 курсов, 1 спецкурс

Дорогие и уважаемые Татьяны!

Должна сказать, меня тоже впечатлила цифра «12». 12 курсов немецкого языка, и оказывается, это именно я, а не кто-то, столько отучилась… Тут есть над чем порефлексировать. Не сразу даже стала ответное письмо писать. Очень, кстати, здорово, что вы присылаете анкету, вот она мне поможет ответить. Не то, чтобы моя история была историей успеха, но все, как известно, относительно. Об этом далее.

О себе. Придется рассказать немного больше, зато потом будет понятно, зачем. Я экономист по образованию, больше 20 лет проработала в строительной сфере, из них больше 10 лет на должности финансового директора и директора по развитию. Начало карьеры пришлось на 90-е, а это можно зачесть за МБА.

Все это — отягчающие обстоятельства, заставляющие меня рассматривать любую ситуацию и идею по алгоритму «постановка задачи-сбор исходных данных –поиск вариантов достижения цели-оценка стоимости и эффективности затрат-сравнительный анализ вариантов-выбор решения -контроль результатов». Считается, что это рациональный подход, свойственный главным образом мужчинам, и в целом оцениваемый позитивно. Однако, я неоднократно подвергалась критике за этот подход, как со стороны мужчин, так и женщин.

Обычно это связано с тем, что попытка рационально рассмотреть какую-либо идею сразу выявляет слабые места проекта, а это сильно задевает чувства тех, кто с этой идеей уже сроднился. Простой вопрос «А что вы хотите в итоге получить?» вызывает сначала недоумение, а затем бурю негатива в мой адрес. В то же время, ни один успешный проект не случается без настоящей эмоциональной увлеченности в процесс. Главное тут — баланс разума и чувств.

За годы принятия управленческих решений я порядком устала удерживать этот баланс как в профессии, так и в разных других сферах своей жизни. Осознав, что не получаю больше удовольствия от анализа, сравнения, контроля и оценки, потому что стало скучно, я приняла эту ситуацию как очередную задачу. Привычным делом, я применила к ней свой рациональный подход.

Этап первый — формулировка цели. Итак, цель: получать больше удовольствия от процесса и не заботиться о результате. Этап второй…На этом, собственно, выяснилось, что мой подход не работает. Все остальные части этой цепочки не хотели собираться вместе и связываться логическими отношениями. Кроме того, слово «процесс» в формулировке задачи вызывало у меня беспокойство своей неопределенностью. Какой процесс? Процесс работы? Процесс моего развития? Процесс жизни??? Испугавшись всего этого ужаса, похожего на кризис среднего возраста, я решила сократить формулировку задачи и откинуть непонятные детали.

Получать больше удовольствия. Точка. Средства — годятся любые, доступные по цене и законные. Сравнительный анализ и выбор решения заменим формулой «попробую — там посмотрим». Контроль результатов сводится к двум показателям : нравится — не нравится. Из количественно измеряемых и потому лимитируемых параметров остаются деньги и время. Ну вот, собственно, в такой экзистенциальной ситуации я оказалась, когда несколько лет назад мои профессиональные интересы стали сдвигаться в область управления недвижимостью в Германии.

Понимаете теперь, к чему была вся эта предыстория? Правильно, ко второму вопросу вашей анкеты : «какова была ваша мотивация учить немецкий?». Так вот, никакой рациональной мотивации у меня не было, даже принимая во внимание бизнес в Германии. Немецкие коллеги мало того, что отлично владеют английским языком, так еще и норовят на переговоры пригнать переводчика на русский. Моего английского вполне достаточно было для всех наших взаимодействий, а немецкий, немного освоенный в университете, позволял ориентироваться в остальном.

«Зачем вот мне учить немецкий?» — спросила я себя. «Ну почему бы не попробовать?» — ответил вдруг кто-то внутри меня и я уже собралась было привычно задавить этот нерациональный мотив каким-нибудь железобетонным аргументом, но, вспомнив, что теперь я живу не для результата, а для процесса, решила посмотреть все ж, чего там интернет предлагает желающим обучаться немецкому языку.
*** оказался неудобно расположен, с неподходящим расписанием и отсутствием свободных мест. Наткнулась на сайт Дойч-клуба. По привычке оценивать у всех попадающихся в поле зрения бизнесов качество средств презентации и маркетинговую стратегию, сразу отметила хорошую компоновку сайта и грамотно составленные тексты. По ним было видно, что те, кто их пишет, представляют нужды своей аудитории лучше самой аудитории, и знают, как их удовлетворить. Убедительно, подумала я. Нравится. Что там с расписанием? Есть по субботам, мне подходит. Начинается вот прям уже послезавтра. Позвоню, попробую сходить, а там посмотрим!

Честно, была уверена, что брошу через пару занятий. Эта уверенность делала меня счастливой – я не брала на себя никаких обязательств перед самой собой, не ставила себе никаких целей, и сразу разрешила себе перестать учиться при малейшем появлении негативных эмоций. Да, я позволила себе легкомысленно относиться к учебе и испытывала от этого радость. Занятия оказались захватывающими, учителя — молодыми и клевыми, ученики – разносторонними, оптимистичными и устремленными. Было отрадно видеть рядом с собой людей, у которых изучение немецкого было частью рациональной жизненной стратегии, которой они охотно делились на уроке.

Вопрос «Как вас зовут и зачем вы учите немецкий?» — стандартное начало знакомства в группе – никого не ставил в тупик. Ну а мне приходилось каждый раз что-то невнятное бормотать про berufliche Interesse. Теперь, наконец, после 12 курсов, настало время сказать правду – объективно ни зачем мне немецкий не нужен и никакой конечной цели у меня не было! Просто понравился процесс.

Я просто ходила на занятия и там общалась, потом делала домашки одной левой, не напрягаясь, и писала тесты, не заботясь о результатах. То, что ни один преподаватель не высказал ни разу ни одного упрека за несделанную домашку – это огромный педагогический плюс. Для меня во всяком случае. Малейший намек на давление – и я бы больше не пришла. Но никто не ругал за ошибки, все хвалили за минимальный прогресс, терпеливо отвечали на все вопросы, разъясняли по нескольку раз без какого-либо признака раздражительности…

Проникновение в язык и культуру постепенно вызвало у меня исследовательский азарт, а грамматический строй языка по мере его узнавания привел меня в восторг. Так вот и втянулась…

Как мне оценить свои достижения? Как я уже сказала, все относительно. Относительно того, что я предполагала получить нулевой результат в немецком, сегодняшние мои знания на уровне В2 – это огромный прогресс. Я понимаю почти дословно все тексты, которые попадаются мне в жизни на немецком и могу их пересказать. Я воспринимаю на слух процентов 80, что вполне достаточно для взаимопонимания. Могу пообщаться на разные темы, написать письмо, проанализировать договор. Да, я все еще много ошибаюсь – рода существительных, формы прошедшего времени глаголов, окончания прилагательных, генитив и датив – все это у меня неидеально. Но неидеально – это лучше, чем никак). Многие из тех, с кем я пришла на первое занятие, уже сдали экзамен и уехали работать или учиться в Германию. Хотя у меня такой цели и не было, но сейчас я думаю «А почему бы не попробовать сдать экзамен?», и рациональный перфекционист внутри меня пока не находит контраргументов…

Выполнила ли я задачу «Получать больше удовольствия»? Однозначно – да. Я делаю что-то, чего от меня никто не требует и делаю это исключительно aus Liebe. И в этом заслуга только вас, уважаемые и дорогие Татьяны, и вашего дружного коллектива.

Так что это история вашего успеха – вам удалось создать работающий бизнес, приносящий доход участникам и удовольствие клиентам, бизнес, гармонично сочетающий рациональный подход к результату и вдохновленную увлеченность процессом. Это ваши харизмы в сочетании с методичностью создают атмосферу успеха и двигают вперед ваших учеников, даже при недостаточной мотивации.

Отдельный респект хочется выразить вам за качественно построенные бизнес-процессы, и отличные тексты в блоге и соцсетях. Какие-там-такие бизнес-процессы, может кто-нибудь сказать, в том числе и вы в порыве скромности. Ни логистики, ни производства, ни сбыта – образовательные услуге в режиме ручного управления, ничего сложного. Это часто так кажется, когда бизнес небольшой и для частных клиентов. На самом деле, бизнес-процессов тут не меньше, а качественные они тогда, когда протекают как бы сами по себе, клиент их не замечает, а получает продукт в чистом виде, полностью готовый к употреблению, и соответствующий заявленному качеству.

Рада, что встретилась с вами, желаю вам получать удовольствие как от процессов, так и от результатов, во всех сферах вашей жизни!

С почтением,
Ирина Семенова