Ни страны, ни погоста не хочу выбирать,
на остров Лидо я приду умирать
Автор: Виталий Серов, 06.02.2020
Ровно 107 лет назад, в первые дни февраля 1913 года в издательстве „S. Fischer“ вышла самая известная новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig), которую сам автор называл «историей о наслаждении гибелью».
Писатель находился под впечатлением от посещения Венеции и кончины Густава Малера; Манн даже дал герою новеллы имя Малера. Густав фон Ашенбах оказывается в Венеции, когда там из-за зловещего африканского ветра сирокко начинается эпидемия холеры. К холере добавляются любовная лихорадка и экзистенциальная тоска героя…
Новелла Манна окончательно утвердила чумной миф тонущего города, который затянул на свои кладбища и несколько выдающихся петербуржцев — Дягилева, Стравинского, Бродского. «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений» — сказал Дягилев незадолго до смерти.
А Освальд Шпенглер, живший в Мюнхене в паре кварталов от Томаса Манна, начал в те дни февраля 1913 года работу над «Закатом Европы» (Der Untergang des Abendlandes).