Вернуться ко всем записям

Как выбрать школу иностранного языка

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
22.11.2013

Мы с Татьяной, в отличие от Дойч-Клуба, занимаемся преподаванием и изучением не только немецкого языка. Другие языки мы, положим, не преподаем, зато охотно учим (английский, французский, испанский). Время от времени перед нами встает вопрос: куда пойти учиться и как выбрать себе подходящую языковую школу?

Ясно одно — мы не пойдем в школу, в которой преподают всё подряд. Преподавание каждого конкретного языка нуждается в грамотном методисте. Как руководству школы, которое, предположим, владеет парой-тройкой европейских языков, уследить за качеством работы своих методистов китайского или японского языков?

Скорее, решили мы, мы пойдем в школу, которая имеет узкую специализацию. Но вот вопрос: как проверить, работают ли в ней хорошие специалисты? (На сайте школы могут быть опубликованы какие угодно регалии преподавателей, вполне реальные, но это еще не гарантия, что школа подойдет лично вам.) Для этого можно сходить на открытый урок (ОУ). Но опять же, как оценить, насколько удачно он прошел, если иметь в виду, например, ОУ для начинающих? Очевидно, следует ориентироваться на то, есть ли какой-то результат, научились ли участники ОУ чему-то. Хорошо, когда очевидна четкая структура урока и ясна его цель. Кроме того, открытые уроки помогают определиться с выбором методики: можно совсем не разбираться в дидактических тонкостях, но за время, проведенное на ОУ, вполне можно успеть понять, подходит ли вам выбранная школа в лице преподавателя, с которым вы познакомились.

Открытый урок позволяет также выяснить, в каком помещении проходят занятия.

Выбирая школу, мы, безусловно, порасспросим наших друзей и знакомых и почитаем отзывы в интернете. Для этого придется сходить на сайт школы и присмотреться к нему внимательно. Опечатки бывают у всех, но ошибок на сайте языковой школы, как нам кажется, быть не должно. Это как минимум.

Кроме того, удостоверившись в том, что сайт обитаем и доступен для понимания, мы поинтересовались бы объемом курса. Подозрение вызывают как слишком долгие, так и слишком короткие курсы. Чтобы иметь представление о разумной длительности курса, стоит соотнести ее с рекомендациями Европейских стандартов.

Вопрос стоимости — дело сугубо индивидуальное.

Мы обратили бы внимание на то, проводит ли школа очное устное (и письменное) тестирование или ограничивается только онлайн тестом. Владение языком предполагает не только пассивное знание грамматики и лексики, которое проверяется в онлайн тесте. Можно многое помнить из школьных времен, но не мочь ничего сказать на языке, и тогда онлайн тест выдаст завышенный результат, с которым вас услужливо отправят в группу на такой уровень, где вы будете выглядеть бледно. В результате — в лучшем случае недовольство собой и осознание бессмысленной траты денег.

Словом, вот такими критериями мы думали руководствоваться при выборе школы. Но, поскольку мы сами филологи и преподаватели, наш подход к данному вопросу может отличаться от подхода людей не нашей профессии. Понимая это, мы решили выслушать и другие мнения.

Две недели назад мы разослали нашим студентам письма с просьбой ответить на насущный вопрос: как выбрать школу иностранного языка (речь шла не только о немецком) и поделиться своим опытом. Благодарим всех тех, кто на него ответил и прислал такие обстоятельные комментарии.

По результатам опроса в качестве критериев выбора лидируют по нисходящей: преподавательский состав (квалификация и харизматичность преподавателей), рекомендации друзей и знакомых, удобное место проведения занятий и подъемная цена. В меньшей степени, но, тем не менее, оказались также важны: хороший сервис и прозрачность сайта. С некоторым отрывом в этом чарте равные позиции занимают: методика преподавания, расписание занятий и возможность посещать открытые уроки. К нашему удивлению, наименее значимыми критериями оказались наличие предварительного тестирования и узкая специализация языковой школы.

Какой из этого следует вывод? Мы и наши студенты сошлись во мнении, что, как ни крути, по-прежнему самое главное — личность преподавателя и его умение, а лучший советчик — сарафанное радио. Доказать это предстоит британским ученым.

TO&TJ