Вернуться ко всем записям

Кто хочет стать профессионалом?

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
17.04.2017

Двадцать лет я ношу латы и рейтузы, воскликнул д’Артаньян. В детстве мы так и представляли его себе — в доспехах и обтягивающих трикотажных штанах типа тех, которые надевались зимой под школьную форму. Двадцать лет носить одно и то же — невесело, понимали мы, и объясняли это его гасконской бедностью. Мы тоже небогато жили в детстве и подолгу носили одно и то же. И только много позже стало понятно, что рейтузы — это Reithose и что своей метонимией д’Артаньян как бы давал понять, насколько солиден его военный опыт.

Что такое солидный опыт? Мы тут прочитали статью в Forbes “Откуда берутся выдающиеся достижения” о правиле 10 000 часов, которые необходимо посвятить любимому делу, чтобы стать кем-то заметным, каким-то там профессионалом. Что такое 10 000 часов? Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. (с) Подозреваем, что д’Артаньяна повеселила бы эта цифра.

Нас тоже веселит эта цифра, три часа профессиональной практики в день. Учительский час имеет коэффициент 2, т.е. если учитель работает 18 часов в неделю, это засчитывается ему как 36-часовая рабочая неделя. Потому что мало провести урок, его нужно подготовить, а работы учеников проверить. Вот и набегает.

Когда мы говорим, что уже 18 лет работаем учителями, это, возможно, производит впечатление, но что конкретно за этим стоит, мы сами захотели подсчитать. Чувствуешь, что кожа загрубела, а панцирь разросся и потяжелел, но хочется понимать, почему на нем столько колец и сколько их. И пока гладь пруда нашего сознания не затянуло бурой тиной, решили вспомнить все — от Адама, т.е. от Гете-Института.

Посмотрим на наши циферки.

Этап №1 — ГИ. Статистика для 50% Татьян, т.е. одного учителе-случая.

Около 93 групп, 1400 человек, 8000 ак.ч. преподавания немецкого в группе, 300 часов тестов, 500 часов экзаменов, 800 ак.ч. индивидуальных занятий. Два раза в год двухдневные семинары и двух-трехнедельные семинары в Германии раз в 3-4 года. Плюс замены, консультации, проверки работ. Итого 9600 часов. Умножить на два, равно 19 200 обыкновенных человеческих часов. Если учесть Правило 10 000 часов, то это почти 20 лет практики.

Когда чувствуешь, что 20 лет ты носишь одни и те же латы и рейтузы, понимаешь, что пора менять коня и командование.

Этап №2 — ДК.

1 800 ак.ч. групповых занятий, 1 100 ак.ч. разговорного клуба, 500 часов тестов, 60 часов открытых уроков, 2 800 ак.ч. индивидуальных занятий, — суммарно 6 300 ак.ч. практики. Умножить на два = 12 540 часов.

И первый, и второй этап были параллельны преподаванию в гимназии. Но там нагрузка была существенно ниже. Одна из нас предлагает разделить цифры на 6, другая на 10. Будем честны, разделим на 8, получим 3 970 часов.

Итого получается 35 710 часов на каждую из нас. И это очень много людей, действительно очень много.

Ничего удивительного, что мы встречаем наших учеников в Иерусалиме, в Москве, в Париже, в аэропортах, на курсах английского и испанского, на даче у озера, у врача, в спортзале, где угодно. Поэтому никогда нельзя расслабляться, выходя на улицу: а вдруг встретишь своего бывшего? Мы не смогли вспомнить всех наших индивидуальных учеников из эпохи ГИ, но в эпоху ДК мы вдвоем обработали порядка 74 индивидуальных проектов. Некоторые из них длились пару месяцев, а некоторые годы. 37 шли на экзамен, 36 сдали, один гештальт еще не закрыт.

Статистика ДК с июня 2010: около 250 открытых уроков, 2500 уникальных клиентов, 750 групп, 45 000 ак.ч. групповых занятий, 3 000 часов тестирования.

Да, мы округлили цифры: опыт ГИ был восстановлен по памяти, а у ДК некоторое время не было базы и определенное количество людей в списках не значится. В какой-то момент мы задумались, что круглые цифры могут показаться подозрительными. Однако, напиши мы 1481 ак.ч., это выглядело бы так, словно мы изо всех сил стараемся впечатлить правдоподобностью. Справедливости ради следует признаться, что округляли мы не в свою пользу и, по настоянию одной из нас, не до сотен, а до десятых.

Мы попросили наших учителей посчитать их часы. Приводим цитаты:

“Таня, мне очень нравится поставленная задача, но я просто ржу от бессилия посчитать все это за 20 лет фанатичного труда)))) За 18 лет преподавания в вузе я, видимо, больше отдыхала) — около 8 900 часов. Обучила около 200 студентов. За годы в ДК явно более 2 500 часов, количество обученных не могу посчитать, сил уже нет! Частных учеников вспомнила больше 30.” Складываем и по привычке умножаем на два: 22 800 часов, без частных учеников.

“В ДК — 2 899, в школе за 8 лет ~ 7 500, в колледже за 3 года около 1 500, в Финэке уже не помню, может ещё 200.” Итог — 24 198 часов без индивидуальных занятий.

“А у меня немного и все просто посчитать: за 15 месяцев в ДК около 1750 часов с тестами, индивами и оу. Чисто группы — минус сотня часов, т.е. порядка 30 уровней. Из любопытных фактов то, что из них где-то 300 часов я заменял кого-либо, а меня за все время только 3 часа. Больше всего работал августе 212.5 часов за месяц. До того у меня было 3 года работы гувернерства, фактически 5 дней в неделю по 4-5 астрономических часов индивидуальных занятий по всем предметам школьной программы, в сумме около 2 500 часов.” Всего: 8 500.

“У меня получилось примерное число ак.ч. в ДК — 2 434, около 41 — 44 обученных групп, в среднем — 301 человек. В предыдущем месте работы — около 100 ак.ч. Индивидуальных учеников — 12.” Всего: 5 068 часов без учета индивидуальных занятий.

“В ДК у меня получилось примерно 7 500 часов в группах, примерно 200 часов индивидуалов, за 150 часов тестов. Универ примерно 1 400 часов, индивидуалов — 15. Ой, ещё детские сады при Гёте забыла — примерно 160 часов.“ Итог: 18 820.

Теперь, когда нас будут спрашивать, почему у нас такие молодые учителя и есть ли у них опыт, мы будем отвечать цифрами из этой статистики.

TO&TJ