Вернуться ко всем записям

По копиям, по копиям — в ямку бух

Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
04.10.2017

Во время входного тестирования мы всегда задаем вопрос: “Как вы учили язык?” Если индивидуально, то по какому учебнику. И часто слышим в ответ: “По копиям, у учителя были свои распечатки”.

Еще ни разу учившийся по копиям человек не показал на тесте того уровня, на который он претендовал. Собственно, что удивительного.

Что такое работа по копиям? Это просто компиляция материалов из разных учебников. Хорошо, если на одну и ту же тему. Что репетитору мешает взять в руки учебник, не понимаем.

Что заставляет преподавателей в языковых школах приносить на уроки копии не по теме урока или полностью отказываться от использования учебников на курсах , — тоже непонятно.

Мы слышали разные варианты ответов от учителей и учеников на этот вопрос:

1. Идеального учебника не существует. Черт возьми, да, этот мир не идеален. Нет идеальных учеников и нет идеальных учителей. Если ты хороший учитель и понимаешь, что к чему в твоей профессии, то ты справишься и с несовершенным учебником. Более того, ты должен уметь работать хоть по телефонной книге — на случай атомной войны. По телефонной книге работать несколько несподручно, поэтому если ты хороший учитель и все еще в своем уме, ты не будешь усложнять себе жизнь. Подготовка к занятию по учебнику у опытного учителя займет, скажем, час, а подготовка к занятию по копиям может растянуться на сутки. Если нагрузка большая и учеников много, ты можешь это себе позволить? Давайте уже будем честны: скорее всего, перед занятием ты понахватаешь копий примерно на одну тему, а потом на занятии обязательно вылезет что-то более сложное или принципиально новое, — вся эта грамматико-лексическая неожиданность займет время и расстроит план. Хотя о чем это мы, какой план. Позанимались и ладно, много в голову ученика загрузилось, ему теперь отрабатывать, а я пошел.

2. Издательства просто зарабатывают деньги на продаже учебников. Не видим никакого противоречия. Ну скачайте себе на халяву учебник, если не хотите поддерживать книготорговлю. Но его же еще распечатать нужно. Потом его будет тяжело носить. Любые оправдания годятся. Пусть мэйнстрим покупает учебники и учится по ним, а я особенный, мне авторское подавай. Можно подумать, все одеваются только в дизайнерские вещи и пользуются авторским парфюмом. Только сорри, дизайнеры и авторы тоже зарабатывают на своей продукции, как и издательства. Хорошо разработанный авторский и заточенный под вас курс должен стоить дорого, очень дорого, и не быть ксерокопией уже существующих интеллектуальных продуктов.

3. Напоследок особая вкусняшка. Есть мнение, что, если учиться по учебнику, в голове у ученика останется только то, что есть в учебнике. Так нам объяснили в одной школе, где работают принципиально по копиям. Что ж, очень хорошо, если в голове останется то, что есть в учебнике, — дай бог каждому такого объема памяти. И вообще непонятно, разве кто-то искусственно ограждает учеников от дополнительных источников информации, в гугле банит, например?

Вернемся к теме входного тестирования. Почему после учебы по копиям так мало остается в голове? Потому что практически никто из тех, кто преподает по копиям, не дает себе труд свести их в систему. Это было бы равносильно созданию нового учебника. Процесс это долгий, муторный и неблагодарный, потому что см. п.2.

Что происходит с головой ученика при работе по копиям? Это как если взять пять разных пазлов — один с Дональдом Даком, другой с Исаакиевским собором, третий с Моной Лизой, четвертый с тюльпанами, пятый — с гоночным автомобилем, — и попытаться сложить их в один большой. Получится точно что-то очень авторское и определенно за пределами мэйнстрима. Однако же и за пределами разумного. Проверено на опыте.

В настоящий момент голова ТО, учащей испанский, переживает кризис жанра, потому что тема в учебнике — “Работа и профессия”, а копии группе дают на тему “Как правильно расстаться с возлюбленным”. Копии и учебник роднит только отдаленное сходство по грамматической линии. Возможно, предположили соратники ТО по группе, это потому, что учителю не нравится тема в учебнике. Сегодня ТО снилось, что у нее на занятии каждые 15 мин сменяется учитель, и каждый следующий приходит со своим материалом и начинает новую тему, и множит сущее без необходимости. Ке диаблос?

ТО&TJ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *