Вернуться ко всем записям

Ich habe keine Fantasie. О мыслевспоможении

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
07.07.2016

Знаете, какая фраза из уст студентов заставляет нас, учителей, гореть бенгальским огнем? Ну ich hab’ keine Fantasie. Звучит она в тех случаях, когда нужно придумать что-то свое — историю, диалог, не говоря уже о письменных размышлениях на заданную тему. Мы все пытаемся понять, что за ней стоит. Нежелание напрягаться или в самом деле отсутствие способности мыслить вне рамок предложенных упражнений? Чтобы никто не почувствовал себя обиженным, сразу отринем второе предположение и сосредоточимся на нежелании напрягаться.

Почему мы так настаиваем на развитии навыка фантазирования? Потому что пресловутый креатив на уроке — это не самоцель, а средство к достижению вашей цели, а именно — развитию навыков свободного говорения и письма на заданную тему. Мы не ожидаем от вас нестандартных решений в духе Остапа Бендера или невероятных историй а ля барон Мюнхгаузен, но некоторая гибкость ума в нашем деле просто необходима.

Что, собственно, означает признание в том, что у тебя нет фантазии? Судя по всему, за этой отговоркой скрывается факт “Мне нечего сказать на эту тему”. Господа, а как же свободное владение языком, о котором все только и мечтают? Все хотят уметь говорить бегло и правильно, не особенно задумываясь над словами. Но сдается нам, не в словах тут дело. Свободное говорение не сводится к перекачиванию в память словаря в 300 000 лексических единиц и виртуозному владению грамматикой.

Уже только ленивый не посоветовал при изучении новых слов составлять с ними предложения-примеры о самом себе, да и вообще — любое языковое явление пропускать через себя любимого. При всей его избитости мы считаем этот совет исключительно полезным и универсальным. Практика доказала, что как раз те, кто способен привязать новый материал к собственному опыту и своей биографии, преуспевает в изучении языка и как минимум удерживает несгораемый уровень, даже прекращая заниматься языком. Нарощенные синапсы работают и не оставляют хозяина в беде.

Сейчас мы не будем о том, как облекать свою мысль в слова, — главное — чтобы она была. Как сделать так, чтобы не чувствовать себя риторически беспомощным и перестать твердить эту нелепую отговорку насчет фантазии? Милая улыбка, которой она часто сопровождается, нас не трогает и, более того, мешает работать: человек приходит к нам с желанием сделаться достойным собеседником для друзей/ партнеров/ возлюбленных, у которых немецкий родной, а потом сам саботирует коммуникацию. Накладывать щипцы на чужую мысль — это не главная наша специализация, мы за естественное мыслепорождение.

a2

a2

Рождение мысли

Как сделать так, чтобы всегда было что сказать? Наблюдать за этим миром, делать выводы, рассказывать о своих наблюдениях друзьям — и начать это делать прямо сейчас, на родном языке, не дожидаясь проблем с иностранным (#блоггеры #сторителлинг). А самое главное — читать, очень много читать тех, кто уже умеет наблюдать за этим миром и рассказывать о нем. Книги как-никак — это самый доступный ресурс мыслей.

Мы в свою очередь помогаем тем, что на спецкурсах по литературному чтению знакомим наших студентов с лучшими наблюдателями человеческой природы (с), которые написали много красивых текстов на своем языке. Копаясь в чужих, уже выраженных мыслях и образах, каждый из нас оставляет при себе лучшее из понравившегося и созвучного лично ему, и таким образом учится формировать свои образы и выражать собственные мысли. Затем, чтобы в другой раз, когда ему вдруг покажется, что по какой-то теме нечего сказать, можно было бы прибегнуть к уместной цитате, привлечь пришедший на ум сюжет на смежную тему и, оттолкнувшись от чужих мыслей, разродиться собственной. Пусть не самой оригинальной, но достойной быть репликой в интересной дискуссии.

Прекратите, в конце концов, программировать себя этой убогой установкой Keine Fantasie, недостойной человека с интеллектом. Учить язык означает напрягать не только память и логику, но и все остальные мыслительные мускулы.

ТO&TJ