Вернуться ко всем записям

Раннее обучение иностранным языкам: Когда, как, с кем?

Автор: Наталья Абросимова
05.12.2017

Сегодня родители пытаются воспитать свое чадо как всесторонне развитую личность, в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности этой личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал. В содержание понятия «всесторонне развитая личность» вкладывается, как правило, и владение несколькими иностранными языками. То и дело все говорят об эффективности раннего обучения. Но не всем ясно, что значит «раннее», и когда же необходимо приступать к изучению языков.

Наиболее подходящим временем для первого знакомства с иностранными языками является период с 3-4 до 7 лет (так называемый период первого детства согласно возрастной периодизации ЮНЕСКО). И этому есть аргументированные доказательства. Именно в этом возрасте у ребенка начинают развиваться логические формы мышления и произвольное внимание. Последнее активно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Ребенок начинает пользоваться приемами запоминания уже сознательно: повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Но следует учитывать, что непроизвольное запоминание все еще остается более продуктивным. В данный период активно развиваются речь и фонематический слух, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие. Именно в дошкольном возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Все это в совокупности с природной любознательностью, отсутствием «застывшей» системы ценностей и установок, имитационной способностью обеспечивает психологическую и когнитивную готовность ребенка к обучению.

Часто родители также задаются вопросом, какие занятия лучше – групповые или индивидуальные. Здесь важно решить, что удобнее для ребенка и родителей во всех планах (материальном, территориальном, временном и т.д.). Однако хочется заметить, что дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В пользу групповых занятий говорит и тот факт, что в совместной деятельности дети постигают язык общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Итак, ребенок достиг подходящего возраста, а родители нашли в его плотном графике время для занятий языком и выбрали их оптимальный формат. Далее возникает вопрос об эффективной методике обучения. Ведь все мы еще помним о том, как раньше преподавался иностранный язык в школе: к сожалению, для большинства он так и остался всего лишь школьным предметом, а не средством коммуникации. Поэтому при работе с детьми, так же как и с взрослыми, мы придерживаемся коммуникативной методики, в основе которой лежит понимание системы языка не как самоцели, а лишь инструмента общения, что подразумевает отказ от языка-посредника.

Однако раннее обучение иностранным языкам обладает своей спецификой, обусловленной вышеперечисленными особенностями психологического развития детей.

  • При отсутствии языка-посредника все языковые единицы семантизируются (объясняются) при помощи графических средств (например, картинки, плакаты, схемы и т.п.), конкретных объектов (реальные предметы одежды, фрукты и овощи) или движений, мимики и жестов. При этом языковой материал должен быть тщательно отобран, актуален и близок ребенку, соответствовать его интересам и потребностям, а семантизирующие средства — понятны и однозначны. Все это сопровождается четкой речью учителя, многократными повторениями ключевых слов и трансформацией фрагментов детских высказываний на иностранном языке в полноценные предложения. Картинки, плакаты, раскраски и поделки являются важнейшими элементами методики. На них изображены ситуации, которые служат опорой при рассказе историй.
  • Ориентированность на практическое действие играет огромную роль и при обучении детей: речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности, сопровождает их, как и в реальной жизни. Например, дети рисуют родословное древо, поясняя, кто есть кто: «Das ist meine Mutter Ira». Или мастерят животных оригами и комментируют, какое это животное и какие звуки оно издает: «Das ist die Katze. Die Katze sagt “miau, miau”».
  • Понимание языка как средства коммуникации обусловливает так называемый метод устного опережения, который сводится, грубо говоря, к тому, что ребенок сначала учится говорить и только затем читать и писать. Такой метод кроме всего прочего препятствует возникновению языкового барьера.
  • Непроизвольное внимание малышей, их физическая активность диктуют необходимость частой смены деятельности. Рассказы и рифмовки, песенки и танцы, игры и поделки постоянно сменяют друг друга в процессе урока.
  • Следует упомянуть и об особом месте игры в ходе занятия с детьми, без которой как одного из ведущих видов деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста немыслим яркий и сказочный мир детства. Игра ребенка представляет собой творческую переработку пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Тем самым она стимулирует психическое и когнитивное развитие детей, а также процесс их социализации, что обусловливает важность использования этого вида деятельности и при изучении иностранных языков. Частным видом игры выступает языковая игра. Этот вид игры часто используется в рифмовках и песнях, кроме этого дети сами охотно сравнивают родной и иностранный языки, рифмуют слова и экспериментируют с их формами. Способность к восприятию и порождению языковой игры является непременным условием становления лингвистической компетенции ребенка.
  • Наряду с сюжетно-ролевыми играми на занятиях имеют место быть и элементы театральной педагогики. Учитель, например, может использовать в качестве главного героя занятий какую-либо игрушку, которая является не только опорой при введении нового языкового материала и логичном построении урока или целого комплекса уроков, но и символом изучаемого языка, новой культуры для детей. Ключевую роль здесь играют харизматичность и артистичность учителя. Согласитесь, ведь не каждый может принять на себя две роли одновременно: быть учителем и озвучивать игрушечного зверька, изменяя голос. «Пальчиковый театр» или постановка мини-спектаклей также приносят детям огромное удовольствие и способствуют развитию воображения.

Представим, ребенок посещает занятия по немецкому (или любому другому) языку и наслаждается процессом. Тогда родителей начинает тревожить другой важный вопрос: «Когда же будет результат? Когда ребенок заговорит?». Важно понимать, что при раннем обучении процесс освоения иностранного языка протекает приближенно к процессу освоения ребенком родного языка, то есть способность понимать предшествует продуктивной речевой деятельности. Ребенок воспринимает на слух иноязычную речь, понимает ее, воспроизводит по образцу, а затем бессознательно понимает, как функционирует система конкретного языка. Время, которое занимает данная последовательность, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Родители и учителя должны при этом поддерживать интерес ребенка к иностранному языку и создавать благоприятный климат для его изучения всеми средствами.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка в дошкольном возрасте оказывает, бесспорно, положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, а также стимулирует общие речевые способности ребенка и его социально-личностное развитие.