Вернуться ко всем записям

Дьявол в деталях, бог в мелочах или Кратко о коммуникативной методике

Авторы: Татьяна Орестова, Татьяна Ярцева
05.07.2016

Когда мы говорим, что преподаем немецкий только на немецком и не переходим на уроках на русский, мы имеем в виду, что работаем по коммуникативной методике.

В соответствии со своим названием коммуникативная методика имеет в своем основании коммуникацию (общение). Как эта методика работает?

У взрослых учащихся, как правило, есть жизненный опыт. Преподаватель и авторы учебника моделируют на уроке знакомую бытовую ситуацию, которая предполагает общение. Например, учитель подает вам руку и называет свое имя, вы понимаете, что он представляется, и подаете свою, тоже представляясь по имени. В конце церемонии знакомства принято говорить “Приятно познакомиться”/”Рад знакомству”/”Очень приятно” и т.п. (и вы это знаете, поэтому не нервничаете, не разобрав немецкие слова). Учитель записывает новые клише на доске, вы проигрываете эту ситуацию с другим собеседником, отрабатывая прочитанное, фиксируя его в памяти и осваивая таким образом необходимые для знакомства речевые обороты.

Конечно, эта ситуация слишком проста, чтобы в ней запутаться. Понимая это, многие начинающие терзаются смутными сомнениями из серии: ”Как быть, если…?”

Если №1: я не умею даже читать по-немецки?
То №1: соотнося услышанное и написанное, научиться читать по-немецки вы сможете достаточно быстро.

Если №2: я не понимаю всех слов, которые говорит учитель/ которые есть в учебнике/ которые записаны на доске?
То №2: учитель умеет пользоваться интернациональной лексикой и заменит непонятный вам глагол zuordnen на доступный всем kombinieren. Кроме того, учитель владеет языком жестов и мимики, а еще он умеет объяснять слова, не прибегая к переводу. Как? А вот это — жреческое знание, магические приемы и цирковые фокусы.

Если №3: я не пойму задание?
То №3: чтобы понять, достаточно внимательно послушать учителя, объясняющего задание. Объяснить нулевикам, что нужно делать, и быть понятым с первого раза, это тоже из разряда практической магии. Кстати, знаем по себе и по коллегам: после работы с нулевиками многие обыденные действия и самые простые коммуникативные задачи на родном языке даже в собственной семье начинают дублироваться преувеличенно наглядными жестами. Так что в ответ можно услышать: ”Спасибо, мама, я понимаю по-русски”.

Если №4: он (учитель) будет мне объяснять грамматику на немецком?
То №4: по большому счету, грамматику приходится именно объяснять только в случае, когда возникает вопрос “А почему это так?”. Во всех остальных случаях понимание грамматических структур приходит к вам само — в контексте, благодаря прозрачности ситуации и в процессе сравнительного анализа похожих примеров. Коммуникативная методика дает пространство для собственных выводов и, как правило, они совпадают с общепринятым видением грамматических явлений. Если вы уже пять раз сказали Ich heiße…, шесть раз прочитали ich komme aus… , семь раз услышали ich spreche Russisch, каждый раз записали, то найти личное окончание у глагола в 1л.ед.ч. в 99% случаев не составит труда.

В конце концов, из любого “если” всегда есть безболезненный выход — посмотреть по сторонам, кто что делает в классе, и изобразить понимание.

Коммуникативная методика подразумевает, что вы взаимодействуете не только с учителем, но и — главным образом — с другими учащимися. Именно поэтому не стоит настраиваться на то, что вы только и будете делать, что слушать непонятную речь учителя. Открываем секрет: функция учителя состоит в том, чтобы задавать направление вашим действиям на уроке и в конечном итоге заставить вас говорить. Если вы зададитесь целью понаблюдать за действиями учителя, то заметите, как мало на уроке его и как много вас. Это значит, что учитель владеет коммуникативной методикой.

В коммуникативной методике любое языковое явление подчинено определенной коммуникативной задаче. Любимый всеми алфавит, которого псевдоначинающие обычно чураются, тоже не вещь в себе. Его нужно учить для того, чтобы суметь продиктовать немцу свою заковыристую фамилию или спросить его, как пишется название улицы, куда вы должны прибыть. То есть, вы учите алфавит не ради того, чтобы его потом забыть, а чтобы уместно пользоваться им в общении.

Любое упражнение на занятии по коммуникативной методике, будь то маленькая фонетическая разминка, классическое грамматическое домино или свободный обмен мнениями в пленуме, вплетено в сложную и детально продуманную учителем канву урока и подчинено одной цели. Эта цель — ваша собственная речевая продукция, устная и письменная.

Когда мы говорим, что преподаем по коммуникативной методике, то имеем в виду, что все наши учителя владеют этой технологией. Да, мы все разные по темпераменту, возрасту и размеру, и музыкальные предпочтения у нас разные, но в одном мы едины: нот семь и вне зависимости от стиля исполнения нужно знать и уметь партитуру.

Татьяны&Co.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *